БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

Значение слова "Петров-Водкин Кузьма Сергеевич" в Большой Советской Энциклопедии


Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [24.10(5.11).1878, Хвалынск, ныне Саратовской области - 15.2.1939, Ленинград], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в Московском училище
К. С. Петров-Водкин. «За самоваром». 1926. Третьяковская галерея. Москва.
живописи, ваяния и зодчества (1897-1905) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901) и в частных академиях Парижа (1905-08). Посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). Член объединений «Мир искусства» (с 1911) и «Четыре искусства» (с 1924). Испытав в 1900-е гг. сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и «модерна» (Ф. фон Штука, П. Пюви де Шаванна, М. Дени и др.), а также В. Э. Борисова-Мусатова, П.-В. стал одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи. С начала 10-х гг. элегическая созерцательность, невнятный лиризм, разорванный, вялый ритм и сумрачный колорит ранних работ («Берег», 1908, «Сон», 1910) сменяются в творчестве П.-В. эмоциональной напряжённостью и пластической ясностью образов, остроритмизованной компактной композицией, контрастами открытых ярких цветов («Играющие мальчики», 1911; все три - в Русском музее, Ленинград). Картина «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея), воспринятая в духовной атмосфере тех лет как предчувствие новой исторической эпохи, знаменует окончательный переход художника от туманных аллегорий к актуально звучащей и вместе с тем всеобъемлющей символике, от неорганичного соединения плоскостного и объёмного начал к единому монументально-декоративному целому. Ощутимый в этом произведении П.-В. интерес к итальянской живописи раннего Возрождения и русской иконописи во многом определяет гармоническую просветлённость и отточенную пластику его работ 10-х гг.; одновременно намечается отход П.-В. от классической перспективы в пользу так называемой сферической, достигаемой использованием нескольких точек зрения, наклоном вертикальных композиционных осей, разворотом плоскостей к зрителю и позволяющей совместить разновременные эпизоды, подчеркнуть момент движения, охватить обширное пространство («Полдень», 1917, «Утренний натюрморт», 1918, см. илл.; оба произведения - в Русском музее). В 20-е гг. П.-В. продолжает разрабатывать проблемы перспективы и композиции (добиваясь панорамного эффекта картины), решать колористические задачи (объединяя все формы и планы с помощью трёх основных цветов - красного, жёлтого и синего). В советское время П.-В. стремится к постижению сути исторического перелома в судьбе страны во взаимосвязи с «космическим», «планетарным» осмыслением реальности, к чувственно-конкретной передаче трагических и героических жизненных коллизий, открытию в малом всего многообразия природных связей. Он создаёт пронизанные суровым пафосом революционной борьбы, идеей жертвенности во имя будущего тематической композиции («1918 год в Петрограде», 1920, Третьяковская галерея; «После боя», 1923, Центальный музей Советской Армии, Москва; «Смерть комиссара», 1928, см. илл.), пишет аналитически-строгие портреты (портрет А. А. Ахматовой, 1922), поэтические, раскрывающие чувство полноты бытия портретно-жанровые композиции («Девушка в сарафане», 1928), обостренно передающие конструктивность предметного мира натюрморты («Черёмуха в стакане», 1932; все три произведения - в Русском музее). В 20-30-е гг. П.-В. много работает как график и театральный художник. Среди его литературных произведений (рассказы, повести, пьесы, очерки, теоретические статьи) выделяется автобиографическая «Моя повесть» (1-я часть, «Хлыновск», 1930; 2-я часть, «Пространство Эвклида», 1932; вместе с очерками «Самаркандия» переиздана, Л., 1970). С первых лет Советской власти П.-В. был одним из реорганизаторов системы художественного образования [в 1918-1933 преподавал в Государственных свободных художественных учебных мастерских - институте живописи, скульптуры и архитектуры в Петрограде (Ленинграде)].

 

  Лит.: Костин В. И., К. С. Петров-Водкин, [М., 1966]; К. С. Петров-Водкин. 1878-1939. Каталог выставки, М.- Л., 1966; К. С. Петров-Водкин. [Альбом. Вступ. ст. Л. Мочалова], Л., [1971].

  Т. И. Алабина.

К. С. Петров-Водкин. «За самоваром». 1926. Третьяковская галерея. Москва.
К. С. Петров-Водкин. «За самоваром». 1926. Третьяковская галерея. Москва.


К. С. Петров-Водкин. «1919 год. Тревога». 1934. Русский музей. Ленинград.
К. С. Петров-Водкин. «1919 год. Тревога». 1934. Русский музей. Ленинград.


К. С. Петров-Водкин. «Селёдка». 1918. Русский музей. Ленинград.
К. С. Петров-Водкин. «Селёдка». 1918. Русский музей. Ленинград.


К. С. Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928. Русский музей. Ленинград.
К. С. Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928. Русский музей. Ленинград.


К. С. Петров-Водкин. Портрет А. А. Ахматовой. 1922. Русский музей. Ленинград.
К. С. Петров-Водкин. Портрет А. А. Ахматовой. 1922. Русский музей. Ленинград.


К. С. Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912. Третьяковская галерея. Москва.
К. С. Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912. Третьяковская галерея. Москва.


К. С. Петров-Водкин. «Мать». 1913. Третьяковская галерея. Москва.
К. С. Петров-Водкин. «Мать». 1913. Третьяковская галерея. Москва.


К. С. Петров-Водкин. Портрет Андрея Белого. Этюд. 1932. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван.
К. С. Петров-Водкин. Портрет Андрея Белого. Этюд. 1932. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван.


К. С. Петров-Водкин. «После боя». 1923. Центральный музей Советской Армии. Москва.
К. С. Петров-Водкин. «После боя». 1923. Центральный музей Советской Армии. Москва.


К. С. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт». 1918. Русский музей. Ленинград.
К. С. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт». 1918. Русский музей. Ленинград.


К. С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. Русский музей. Ленинград.
К. С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. Русский музей. Ленинград.


К. С. Петров-Водкин. «Играющие мальчики». 1911. Русский музей. Ленинград.
К. С. Петров-Водкин. «Играющие мальчики». 1911. Русский музей. Ленинград.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Петров-Водкин Кузьма Сергеевич"

Петров-Бытов Павел Петрович | Буква "П" | В начало | Буквосочетание "ПЕ" | Петрович Эмил


Статья про слово "Петров-Водкин Кузьма Сергеевич" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 1914 раз


Интересное