БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Плотин

Значение слова "Плотин" в Большой Советской Энциклопедии


Плотин (греч. Plōtínos) (около 204, Ликополь, Египет, — 269 или 270, Минтурне. Италия), античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Изучал
философию в Александрии в школе Аммония Саккаса, под влиянием которого встал на путь примирения учений Платона и Аристотеля. В 243/244 начал преподавать в Риме. Фрагментарные записи Плотин были посмертно изданы его учеником Порфирием, разделившим их на шесть отделов, а каждый отдел — на девять частей (отсюда название всех 54 трактатов Плотин — «Эннеады», т. е. «Девятки»).

  В центре философии Плотин — диалектика трёх основных онтологических субстанций (ипостасей) — «единого», «ума» (нуса) и «души». Плотин впервые дал чёткий систематический анализ этой триады, фрагментарно намеченной у Платона. Наиболее оригинальным является учение Плотин о «едином» как трансцендентном первом начале, превышающем всё сущее и мыслимое и предшествующем ему. Всякая вещь как таковая прежде всего отлична от всего иного, как некое «одно», поэтому, рассуждает Плотин, «единое» нераздельно присуще всему сущему, так что оно есть также и всё сущее, взятое в абсолютной единичности, хотя ни в чём не нуждается и недоступно никакому исчислению. Из него всё «изливается», «произрастает» без убыли породителя и без его сознательного волеизъявления (ибо он безличен), но исключительно по необходимости его природы (см. Эманация). Промежуточную ступень между первой и второй ипостасями составляет число — принцип каждой вещи и всего невещественного. Неразличимое «единое», приходя к различению при помощи числа, достигает качественно-смыслового различения в «уме». «Единое», переполняясь самим собой, требует перехода в иное, а поскольку оно остаётся постоянным и не убывает, иное только отражает его, т. е. является «видом» и «умом», «умопостигаемым космосом», его зеркалом. Примечательны рассуждения Плотин о тождестве субъекта и объекта в «уме», о синтезе индивидуального и общего в «уме» и в «душе». «Душа» для Плотин есть нечто единое и неделимое, субстанция; в своей основе она неаффицируема и бестелесна. Её нельзя представлять атомистически, как простую множественность психических состояний (здесь Плотин спорил со стоиками). В целом «душа» есть для Плотин то или иное смысловое функционирование «ума» за его пределами, «логос ума». Плотин неизменно следовал Платону в учении о бессмертии души, о нисхождении её с неба на землю и обратном уходе на небо, об укорененности всех индивидуальных душ в единой «мировой душе», о знании как припоминании и т.д. Он критиковал пифагорейское учение о «душе» как о гармонии тела, отвергал концепцию аристотелевской энтелехии и натуралистическом учение стоицизма о пневме.

  С учением о «едином» связана концепция восхождения «души» от чувственного состояния к сверхумному экстазу, составляющая основу мистицизма Плотин

  Плотин систематизировал платоновское учение о воплощении триады в природе и космосе. Материя для Плотин — только «восприемница» вечных идей, эйдосов; она лишена качества, количества, массы и т.п., представляет собой в чистом виде лишь субстрат изменений, бесконечную неопределённость, несущее. В сравнении с вечно сущими эйдосами материя есть принцип их разрушения и потому — зло. Чувственный космос имеет у Плотин иерархического строение (всё возрастающее ослабление воплощения эйдосов по мере движения от высшего неба к земле) и характеризуется тождеством самосознания и активной самодеятельности на всех ступенях. Времени как становлению предшествует нестановящаяся вечность, которая в сравнении с чистым эйдосом также есть вечное становление — живая вечность или вечная жизнь. Время не есть ни движение, ни число или мера движения, ни другие его атрибуты. Время есть инобытие вечности, её подвижный образ или вечная энергия «мировой души».

  Осуществленная Плотин систематизация платоновского учения легла в основу многовековой традиции неоплатонизма. Плотин оказал значительное влияние на средневековое философию (Августин и др.) и особенно на мыслителей Возрождения (М. Фичино, Пико делла Мирандола), на представителей английского (А. Шефтсбери, Дж. Беркли) и немецкого (Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель) идеализма, а также на И. В. Гёте и йенский романтизм.

 

  Соч.: Ennéades, ed. Е. Bréhier, v. 1—6, P.— Brux., 1924—38; Opera, ed. P. Henry et H. R. Schwyzer, v. 1—2—, P. — Brux., 1951—59 —; в рус. пер. — Избр. трактаты, «Вера и разум», 1898, № 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19; 1899, № 2, 6, 11—15; 1900, № 18—21; в кн.: Лосев А. Ф., Античный космос и современная наука, М., 1927; в сборнике: Античные мыслители об искусстве, М., 1938, с. 244—53; в кн.: История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 224—35; в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1, М., 1969, с. 538—54.

 

  Лит.: Блонский Плотин Плотин, Философия Плотина, М., 1918; Лосев А. Ф., Диалектика числа у Плотина, М., 1928; Henry P., Etudes plotiniennes, v. 1—2, P.. 1938—41; Inge W. R., The philosophy of Plotinus, L., 1948; Schwyzer H. R., Plotinos, в кн.: Pauly"s Realencvklopädie des classischen Alterturns, Bd 21, Stuttg., 1951, S. 471—592; Bréhier Е., Histoire de la philosophie de Plotin, P., 1968; Mariёn B., Bibliografia. Critica degli studi plotinianì, Bari, 1949; Totok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd 1, Fr./M., 1964, S. 335—43.

  А. Ф. Лосев.

 

 

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Плотин"

Плотва | Буква "П" | В начало | Буквосочетание "ПЛ" | Плотина


Статья про слово "Плотин" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 3433 раз


Интересное