БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Плюрализм

Значение слова "Плюрализм" в Большой Советской Энциклопедии


Плюрализм (от лат. pluralis — множественный), философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (Плюрализм
в онтологии), оснований и форм знания (Плюрализм в гносеологии). Термин «Плюрализм» был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712. Плюрализм противоположен монизму и имеет различные формы: 1) дуализм, согласно которому существуют два начала — материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира. История философии может быть рассмотрена не только как борьба Плюрализм и монизма, но и как столкновение разных форм Плюрализм, например материалистического и идеалистического Плюрализм Так, античный атомизм — материалистический вариант Плюрализм, поскольку атомы у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистический вариант Плюрализм, представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций — монад.

  Качественное описание действительности, которое составляло одну из особенностей знания до возникновения точного естествознания (классической механики, количественной химии), было связано с выдвижением множества разнородных начал («четырёх стихий» — земли, воды, воздуха и огня и т.п.), каждое из которых характеризует в своей специфичности определённую сферу реальности. Наука нового времени, стремившаяся выявить внутренние связи явлений, свести качественное многообразие явлений к количественно измеримым, единым основаниям, в принципе отвергла Плюрализм Классическая философия 17—18 вв. в целом была монистичной, ибо пыталась осмыслить бытие как нечто единое и целостное, совпадая в этом с ориентацией классического естествознания, которое превращало механику в универсальный и единственно истинный способ объяснения действительности.

  Развитие идеалистической философии в конце 19—20 вв. характеризуется усилением тенденций к Плюрализм, что находит своё выражение прежде всего в персонализме, исходящем из идеи уникальности каждой личности, в философии жизни, прагматизме (У. Джемс), экзистенциализме, «критической» онтологии Н. Гартмана.

  В гносеологии обращение к Плюрализм было связано с революцией в физике и кризисом прежних способов объяснения мира на рубеже 19—20 вв., преодолением механицизма и формированием новых систем понятий, на первых порах казавшихся независимыми друг от друга.

  Превращение Плюрализм в осознанную методологическую позицию характерно для таких направлений идеалистической «философии науки», как, например, конвенционализм А. Пуанкаре (Франция), концепция «критической методологии», предложенная английским философом К. Поппером и его учениками (Плюрализм Фейерабендом и др.) и называемая ими «теоретическим Плюрализм», и др. Вместе с тем в науке усиливается и противоположная тенденция — к интеграции знания и построению единой картины мира.

  В современной буржуазной социологии Плюрализм как методологическая ориентация представлен в ряде концепций: в т. н. теории факторов, теории политического Плюрализм, трактующей механизм политической власти как противоборство и равновесие заинтересованных групп (см. «Плюралистической демократии» теория). Ряд идеологов правого и «левого» ревизионизма утверждает, что существует Плюрализм внутри марксизма, выражающийся в различных равноправных его интерпретациях (сциентистской, антропологической и пр.), в существовании множества «моделей» социализма, не имеющих между собой ничего общего. Эти антинаучные концепции отвергают интернациональный характер марксизма-ленинизма и общие закономерности строительства социалистического общества.

  Диалектический материализм преодолевает ограниченность как вульгарного монизма, так и Плюрализм и, подчёркивая материальное единство мира, развивает одновременно учение о качественно различных формах движения материи, о многообразии и сложной взаимосвязи разных сфер и уровней бытия.

 

  Лит.: Джемс В., Вселенная с плюралистической точки зрения, M., 1911; Цехмистро И. З., Диалектика множественного и единого, M., 1972; Laner P., Pluralismus oder Monismus, B., 1905; Jakowenko B., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928; Der Methoden und Theorien-pluralismus in den Wissenschaften, Meisenheim am Glan, 1971.

  А. Плюрализм Огурцов.

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Плюрализм"

Плюмула | Буква "П" | В начало | Буквосочетание "ПЛ" |


Статья про слово "Плюрализм" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 19584 раз


Интересное