БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Позиционные игры

Значение слова "Позиционные игры" в Большой Советской Энциклопедии


Позиционные игры, класс бескоалиционных игр (см. Игр теория), в которых принятие игроками решений (т. е. выбор ими стратегий) рассматривается
как многошаговый или даже непрерывный процесс. Другими словами, в Позиционные игры в ходе процесса принятия решений субъект проходит последовательность состояний, в каждом из которых ему приходится принимать некоторое частичное решение. Поэтому в Позиционные игры стратегии игроков можно понимать как функции, ставящие в соответствие каждому информационному состоянию игрока (т. е. состоянию, характеризуемому информацией игрока о положении дел в игре в данный момент) выбор некоторой возможной в этом состоянии альтернативы (среднее описание игры в шахматы в ст. Игр теория).

  Переходы игрока из одного информационного состояния в другое могут сопровождаться получением или утратой им информации об уже имевших место информационных состояниях (как самого игрока, так и других игроков) и выбиравшихся в них альтернативах. Полное описание этого называется информацией игрока в Позиционные игры Информация игрока о самом себе (т. е. о собственных бывших состояниях и альтернативах) называется его памятью. Особенности информации и памяти игроков в игре могут позволить упрощать характеризацию её ситуаций равновесия и сужать область их поисков. Так, если Позиционные игры с конечным числом информационных состояний есть игра с полной информацией (т. е. в любой её момент каждый игрок знает все бывшие информационные состояния и сделанные в них выборы), то в ней имеются ситуации равновесия в чистых стратегиях, т. е. без обращения к смешанным стратегиям. При переходе к Позиционные игры с бесконечным множеством информационных состояний (например, два игрока поочередно называют десятичные цифры a1, а2, a3, a4,... и если получающееся в результате число 0, a1a2a3a4... будет принадлежать некоторому множеству, то первый игрок выигрывает единицу; в противном случае единицу выигрывает второй игрок) это утверждение теряет силу, и могут наблюдаться явления парадоксального характера, математически весьма сложные. Если в Позиционные игры с конечным числом информационных состояний некоторый игрок имеет полную память (т. е. знает все бывшие собственные информационные состояния и выборы в них), то он может без ущерба для себя ограничиться стратегиями поведения, в которых выборы альтернатив в различных информационных состояниях могут быть случайными (рандомизированными), но должны быть стохастически независимыми в совокупности.

  К числу Позиционные игры (с непрерывным множеством информационных состояний) можно отнести дифференциальные игры. Как теорию одного из классов Позиционные игры с одним игроком можно понимать динамическое программирование. Естественно интерпретировать как Позиционные игры задачи многошаговых (секвенциальных) статистических решений. Учёт получаемой или утрачиваемой игроком в Позиционные игры информации обусловливает связь теории игр с информации теорией.

 

  Лит.: Позиционные игры. [Сб. ст.], М. 1967.

  Н. Н. Воробьев.

 

 

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Позиционные игры"

Позиционная система | Буква "П" | В начало | Буквосочетание "ПО" | Позиционный микрометр


Статья про слово "Позиционные игры" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 7086 раз


Интересное