Полифония

Определение "Полифония" в Большой Советской Энциклопедии


Полифония (от поли... и греч. phone- звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов (родственный термин - контрапункт). Их объединение подчиняется законам гармонии, координирующей общее звучание. Полифония противоположна гомофонно-гармоническому многоголосию, в котором главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. Полифония складывается из объединения свободных мелодико-линеарных голосов, получающих в произведении широкое развитие.


В зависимости от мелодико-тематического содержания голосов различают: подголосочную Полифония, образующуюся от одновременного звучания основной мелодии и её вариантов-подголосков; она характерна для некоторых народно-песенных культур, например русской, откуда перешла в творчество профессиональных композиторов; имитационную Полифония, разрабатывающую одну и ту же тему, имитационно переходящую из голоса в голос; на этом принципе основаны формы канона и фуги; контрастнотематическую Полифония, в которой голоса проводят в одновременности самостоятельные, нередко относящиеся к разным музыкальным жанрам темы; этот род Полифония синтезирует тематический материал, служит сопоставлению и объединению различных его пластов.


В музыке 18-20 вв. эти виды Полифония порой соединяются в сложных сплетениях. Таковы формы фуги и канона на две (три и т.д.) темы объединение имитационного развития с выдержанной самостоятельной темой, например хорал (кантаты И. С. Баха), пассакалья (Полифония Хиндемит) и др.



Формы Полифония начиная с 12-13 вв. сильно менялись. Выделяются эпохи Полифония строгого стиля с вершиной в творчестве Дж. Палестрины и Полифония свободного стиля с вершиной в искусстве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, традиции которых продолжены В. А. Моцартом, Л. Бетховеном и композиторами последующего времени. В отечественной музыке Полифония занимает большее место в русском, украинском, грузинском народном творчестве, первый же взлёт профессионального искусства Полифония связан с музыкой партесного стиля (см. Партесное пение). Классическую форму русская Полифония получила в творчестве М. И. Глинки и последующих русских музыкальных классиков. Полифония - ведущий элемент музыкального языка композиторов 20 в., в частности И. Ф. Стравинского, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина, Полифония Хиндемита, Б. Бриттена.


Лит.: Танеев С., Подвижной контрапункт строгого письма, 2 изд., М., 1959; Скребков С., Учебник полифонии, 3 изд., М., 1965; Протопопов В. В., История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962; его же, История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII-XIX вв., М., 1965; Prout E., Counterpoint: strictandfree, L., 1890; Riemann H., Grobe Kompositionslehre. Bd 1-2, B. - Stuttg., 1903.
  Вл. В. Протопопов.




"БСЭ" >> "П" >> "ПО" >> "ПОЛ" >> "ПОЛИ"

Статья про "Полифония" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 583 раз
Бургер двойного помола
Луковый соус

TOP 20