Прокл

Определение "Прокл" в Большой Советской Энциклопедии


Прокл (Próklos) (около 410, Константинополь, — 485, Афины), античный философ-идеалист, представитель афинской школы неоплатонизма. Важнейшие дошедшие до нас философские сочинения Прокл — «Первоосновы теологии» [последнее изд. Oxf., 1965, рус. пер. в книге: Лосев А. Ф., История античной эстетики, т. 3 — Высокая классика, 1974], «О богословии Платона» (последнее изд. Fr./M., 1960), комментарии к платоновским диалогам «Тимей» (v. 1—3, Lipsiae, 1903—06), «Парменид» (последнее изд. 1961) и др.


Исторические значение Прокл определяется универсальной конструктивно-диалектической разработкой им всей системы неоплатонизма. Господствующим у Прокл во всех разделах его философии является триадический метод, сводящийся к последовательному утверждению трёх моментов: 1) пребывание в себе, причина, неделимое единство, наличие, отчее начало, потенция; 2) выступление из себя, эманация за свои пределы, причинение или действие на иное в виде причины, переход единства во множество, начало делимости, материнское начало, энергия; 3) возвращение из инобытия обратно в себя, возведение расторгнутого множества в неделимое расчленённое единство, эйдос, или единораздельная (т. е. структурная) сущность. При помощи этого метода Прокл анализирует каждый из членов универсальной триады Плотина — «единое», «ум» (нус) и «душу». Так, от абсолютно непознаваемого «единого» он отделяет «единое», уже содержащее в себе некоторую множественность, но не имеющее ещё каких-либо качеств; это только энергия самого различения и членения, предшествующая «уму» (расчленённости) и выделяемая Прокл (впервые в неоплатонизме) в самостоятельную ступень эманации «единого» — область чисел, или «надбытийных единиц». В «уме» Прокл также выделял: 1) «ум» как пребывание в себе, ум мыслимый, «интеллигибельный» — «бытие», или объект; 2) «ум» как выхождение из себя, ум мыслящий, «интеллектуальный» — субъект; 3) «ум» как возвращение к себе, как тождество бытия и мышления, объекта и субъекта, «ум» как «жизнь» или «вечность», «жизнь в себе». В диалектике мифологии Прокл устанавливал три триады богов. Последняя триада ввиду триадического деления двух первых её членов превращалась в седмерицу (гебдомаду) с повторением этой гебдомады в каждом из составляющих её моментов, так что в последней триаде оказывалось 49 богов-«умов». Мир «души» у Прокл также триадичен: души божественные (боги «ведущие», «абсолютные» и «внутрикосмические»), демонические (ангелы, демоны и герои) и человеческие. Система Прокл, будучи завершением неоплатонизма, своим мыслительным аппаратом оказала всеобъемлющее воздействие на развитие средневековой философии (от Ареопагитик до Михаила Пселла, И. Петрици и Николая Кузанского).
 
  Соч.: Opera inedita, ed. V. Cousin, P., 1864.


Лит.: Rosán L. J., The philosophy of Proclus, N. Y., 1949 (лит.); Beierwaltes W., Proklos. Grundzüge seiner Metaphysik, Fr./M., 1965; Bastid P., Proclus et ie crépuscule de la pensée grecque, P., 1969.
  А. Ф. Лосев.



"БСЭ" >> "П" >> "ПР" >> "ПРО" >> "ПРОК"

Статья про "Прокл" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 34 раз
Коптим скумбрию в коробке
Крабы в кокосовом молоке

TOP 20