Сецессион

Определение "Сецессион" в Большой Советской Энциклопедии

Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение, обособление), название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца 19 - начала 20 вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму. Наиболее известны «Мюнхенский Сецессион», «Берлинский Сецессион» и «Венский Сецессион».



«Мюнхенский Сецессион», основанный в 1892 Ф. фон Штуком и руководимый с 1899 Ф. фон Уде, объединял преимущественно представителей немецкого варианта стиля «модерн» - югендстиля. Одним из ведущих мастеров «Мюнхенского Сецессион» с 1893 стал архитектор, график и дизайнер П. Беренс.


«Берлинский Сецессион», созданный в 1899, объединял в основном художников немецкого импрессионизма (первый президент общества - М. Либерман). В 1906 общество распалось на «Новый Берлинский Сецессион», руководимый Л. Коринтом, и «Свободный Сецессион» во главе с Либерманом.


«Венский Сецессион», возникший в 1897, сгруппировал представителей австрийского «модерна», который получил название «сецессионстиль» («стиль Сецессион», Sezessionsstil). Ядром «Венского Сецессион» стал журнал «Вер сакрум» («Ver Sacrum», основан в 1898), бывший также органом австрийского литературного символизма (эссе Г. фон Гофмансталя, стихи Р. М. Рильке); главой и ведущим мастером в области живописи являлся Г. Климт. Характерные черты «сецессионстиля»: для живописи - мозаичная многоцветность и изощрённая орнаментальность (Климт); для графики - геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности (Климт, К. Мозер, И. М. Ольбрих, И. Хофман); для архитектуры - чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность членений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений (О. Вагнер, Ольбрих, Хофман). Отличительной особенностью «сецессионстиля» в целом (включая и декоративно-прикладное искусство) являлось тяготение его мастеров к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жёсткость даже в самых сложных комбинациях; отсюда «сецессионстиль» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstil). Деятельность «Венского Сецессион» во многом способствовала распространению и утверждению как позитивных принципов «модерна» (в архитектуре, в книжной графике), так и его упаднических тенденций (в изобразительном искусстве - склонность к претенциозной символике, болезненной эротике, произвольное искажение форм предметного мира).



Лит.: KleinR., Die Sezession, В.,1905; Biermann G., Die Sezession, B., 1910; Weissenberger R., Die Wiener Sezession, W., 1971. См. также лит. при ст. «Модерн».



"БСЭ" >> "С" >> "СЕ" >> "СЕЦ"

Статья про "Сецессион" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 747 раз
Коптим скумбрию в коробке
Панайпай

TOP 20