БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Сновидения

Значение слова "Сновидения" в Большой Советской Энциклопедии


Сновидения, субъективно переживаемые психические явления, периодически возникающие во время естественного сна. Интерес к Сновидения характерен
для всех эпох человеческой культуры (убеждение в том, что Сновидения имеют жизненно практический смысл и подлежат истолкованию), однако подход к ним существенно менялся на протяжении истории. Многие памятники древней письменности свидетельствуют о том, что толкование Сновидения занимало большое место не только в религиозных ритуалах, но и в повседневной жизни и даже при решении военных и государственных дел (Древний Восток, Китай и др.). В Сновидения видели откровение богов или вторжение демонов, один из способов контакта с «невидимым» миром. Древнейший дошедший до нас сонник (около 2000 до н. э., Древний Египет) содержит истолкование 200 снов и описание магических ритуалов для «защиты» спящего от вредоносных духов. Толкование Сновидения с целью указания путей лечения играло большую роль в древнейшей медицине, ещё не отделившейся от религиозно-магической практики (храмовый сон — т. н. инкубация).

  Первые опыты рационального истолкования Сновидения принадлежат древнегреческим философам (Демокрит и др.). Согласно Платону, Сновидения могут служить источником творческого вдохновения. Основателем психологического подхода в объяснении Сновидения явился Аристотель, который рассматривал их как продолжение деятельности в состоянии сна. Систематизатором греческих, египетских, восточных толкований символики Сновидения выступил во 2 в. н. э. Артемидор; его «Онейрокритика» послужила источником бесчисленных позднейших сонников. В средние века преобладало религиозно-моралистическое истолкование Сновидения, восходившее к библейским представлениям. В эпоху Возрождения истолкование Сновидения тесно переплеталось с оккультизмом, рост рационализма вытеснил интерес к Сновидения на периферию культуры. В 19 в. этот интерес постепенно возрождался с развитием эмпирических исследований в области психологии, особенно в связи с проблемой бессознательного. В то же время этнологи раскрыли большую роль Сновидения в примитивных культурах, их связь с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов Сновидения Начиная с эпохи романтизма, подчёркивалось значение Сновидения в психологии творческого процесса. Первая попытка создать систематическую психологическую теорию Сновидения была предпринята З. Фрейдом в 1900 («Толкование Сновидения», рус. пер., М., 1913). Фрейдом и его школой психоанализа был накоплен большой клинический материал, характеризующий типы и закономерности протекания Сновидения, связь их с архаическим или инфантильным мышлением, с невротическими симптомами, фантазиями и т. д. Однако в истолковании сновидений Фрейд преувеличивал роль сексуальных мотивов, а также ранних детских воспоминаний. Сновидения, по Фрейду, — это иллюзорное осуществление вытесненных (см. Вытеснение) желаний. В глубинной психологии, а также в психотерапии придаётся особое значение анализу Сновидения как методу проникновения в бессознательные психические процессы; при этом подчёркиваются компенсаторные функции Сновидения как восполнения действительной жизни (А. Адлер), Сновидения рассматриваются как предвестники будущих тенденций развития личности (К. Г. Юнг), как отражение бессознательного коллективного «родового» опыта и т. п. Изучение Сновидения ведётся в разных направлениях — этнографией, историей культуры, медициной (Сновидения как средство диагностики), экспериментальной психологией.

  Д. Н. Ляликов.

  Сновидения отличаются связным сюжетом, эмоциональностью, элементами причудливости, фантастичности, нереальности в событиях и отношениях; носят чувственный характер, с переживанием живых, преимущественно зрительных, образов. В Сновидения спящий может быть зрителем или участником — «пассивные» или «активные» Сновидения У взрослых, как правило, в Сновидения не включаются события истекшего дня. Сновидения следует отличать от малоэмоциональных, реалистичных по содержанию, субъективных переживании во сне, носящих характер «мыслей» типа продумывания событий истекшего дня. Сновидения отмечают при пробуждениях главным образом из фазы «быстрого» сна (80—90%) или в течение нескольких минут после её завершения, т. к. Сновидения быстро забываются. В течение одного периода «быстрого» сна могут переживаться несколько Сновидения Насыщенность их событиями и эмоциями обычно сочетается с усилением фазических проявлений «быстрого» сна. Предположение о том, что движения глаз и другие проявления активности зрительной системы в «быстром» сне связаны с рассматриванием зрительных объектов в Сновидения, не подтверждается. Сновидения могут переживаться и в фазе «медленного» сна. Мыслеподобная активность обнаруживается, как правило, при пробуждениях из стадий «медленного» сна. В связи с повторным чередованием фаз «медленного» и «быстрого» сна (в последовательных его циклах) Сновидения могут переживаться за ночь несколько раз, причём по мере приближения к утреннему пробуждению они становятся более длительными (в соответствии с возрастающей продолжительностью фазы «быстрого» сна в цикле), чувственными, насыщенными событиями и эмоциями, более причудливыми, фантастичными, включающими в сюжет события из более отдалённого прошлого. Полагают, что физиологические механизмы Сновидения обусловлены сложным взаимодействием лимбических, стволовых и неокортикальных образований, складывающимся во время «быстрого» сна. Участие мозговых механизмов памяти, эмоций и обеспечивают, по-видимому, необычное сочетание обычных воспоминаний в Сновидения Детям свойственны обычно приятные Сновидения, теснее связанные с событиями минувшего дня, с исполнением желаний. Особенности переживания Сновидения зависят от типа нервной системы, индивида, состояния его здоровья, физиологических циклов (например, менструальный цикл у женщин). Известны «творческие» Сновидения, когда поэт находил в них удачную рифму, а учёный — решение трудной задачи, приводившее к научному открытию. Целостной общепринятой теории Сновидения не существует. Представления об отражении в Сновидения хаотической продукции дезорганизованного сном мозга (аналогично патологической психической продукции при травмах мозга, интоксикациях) опровергаются выясненным регулярным характером Сновидения, связностью их сюжета, электрической активностью мозга во время их переживания, близкой к активности бодрствования, а не «глубокого» сна. Предполагается важная роль переживания Сновидения при адаптации к эмоциональному стрессу путём формирования механизмов психологической защиты.

 

  Лит.: Латаш Л. П., Нейрофизиология сна и сновидений, в кн.: Клиническая нейрофизиология, Л., 1972; Woods R. L., Greenhouse Н. В., The new world of dreams, N. Y., 1974.

  Л. П. Латаш.

 

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Сновидения"

Снование | Буква "С" | В начало | Буквосочетание "СН" | Сноп


Статья про слово "Сновидения" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 1839 раз


Интересное