Существование

Определение "Существование" в Большой Советской Энциклопедии


Существование [позднелат. ex (s) istentia, от лат. ex (s) isto — существую], в диалектико-материалистической философии синоним бытия материи и сознания. В истории философии понятие «Существование» употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. Схоластика (см. Реализм, Номинализм) усматривала в дуализме сущности и Существование коренную раздвоенность природного (сотворённого) универсума, снимаемую лишь в боге: Существование вещи не выводимо из её сущности, но детерминировано в конечном счёте творческим волением бога.


Английский эмпиризм 17—18 вв. (Дж. Локк, Д. Юм) признаёт реальность единичных фактов, Существование которых ниоткуда не выводимо и которые фиксируются в чувственном опыте — источнике всякого знания. Рационализм нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Г. Фихте, Г. Гегель) в своём истолковании Существование исходит из учения о тождестве мышления и бытия: Существование, по существу, трактуется здесь как нечто разумное, рациональное. Попыткой примирить обе точки зрения были учения Г. Лейбница и И. Канта. Лейбниц признаёт два рода истин: вечные истины разума и истины факта; однако различие между первыми и вторыми, согласно Лейбницу, существует только для конечного человеческого разума, в божественном разуме оно снимается. Кант признаёт онтологическое значение Существование непознаваемой «вещи в себе», которое принципиально невыводимо логически, так как невозможно логически вывести существование ни одного чувственного явления (ибо рассудок даёт лишь формальную связь, а материал для него поставляет чувственность).



Принципиально новый категориальный смысл Существование получает у Существование Кьеркегора. Он противопоставляет рационализму (в частности, Гегеля) понимание Существование как человеческого бытия, которое постигается непосредственно. Существование, по Кьеркегору,— единично, личностно, конечно. Конечное Существование имеет свою судьбу и обладает историчностью, ибо понятие истории, согласно Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости Существование, то есть от судьбы.


В 20 в. кьеркегоровское понятие Существование возрождается в экзистенциализме (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, Г. Марсель и др.), где оно занимает центральное место. Существование (то есть экзистенция; отсюда сам термин «экзистенциализм») трактуется в экзистенциализме как нечто соотнесённое с трансценденцией, то есть выходом человека за собственные пределы. Непостижимая для мышления связь Существование с транцендепцией, его конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в факте самого Существование Однако конечность, смертность Существование — не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру Существование, пронизывающее собой всю человеческую жизнь. Отсюда характерный для экзистенциализма интерес к так называемым «пограничным ситуациям» (страдание, страх, тревога, вина), в которых выявляется природа Существование


Выступая против всех форм идеализма, марксистская философия рассматривает Существование как объективную реальность многообразных форм материи и как социально-историческое бытие, определяющее положение человека в обществе. См. ст. Бытие и литературу при ней.
  П. П. Гайденко.



"БСЭ" >> "С" >> "СУ" >> "СУЩ"

Статья про "Существование" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 761 раз
Коптим скумбрию в коробке
Куриный суп

TOP 20