БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Бытие (философ. категория)Определение "Бытие (философ. категория)" в Большой Советской ЭнциклопедииБытие, философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки Бытие (философ. категория) и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Диалектический материализм исходит из того, что материальное Бытие (философ. категория) определяет сознание, требует «... объяснения общественного сознания из общественного бытия» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 56). Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, Бытие (философ. категория) налагает определённые ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем Бытие (философ. категория) является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие (философ. категория) представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего Бытие (философ. категория), сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.
Истолкование Бытие (философ. категория) претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов; первый из них толкует основания Бытие (философ. категория) как материальные, второй — как идеальные. Можно вычленить несколько периодов в трактовке Бытие (философ. категория) Первый период — мифологическое истолкование Бытие (философ. категория) Второй этап связан с рассмотрением Бытие (философ. категория) «самого по себе» (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии И. Канта; Бытие (философ. категория) рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной немарксистской философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к Бытие (философ. категория), который исходит уже из анализа человеческого существования. В истории философии первую концепцию Бытие (философ. категория) дали древнегреческие философы 6—4 вв. до н. э. — досократики, для которых Бытие (философ. категория) совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали Бытие (философ. категория) как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе (Парменид), другие — как непрерывно становящееся (Гераклит). Бытие (философ. категория) фиксируется здесь в отношении к небытию, причём противопоставляются Бытие (философ. категория) по истине, открываемое в философском размышлении, и Бытие (философ. категория) по мнению, представляющее собой лишь ложную, превратную поверхность вещей. Наиболее резко выразил это Платон, который противопоставляет чувственные вещи чистым идеям как «мир истинного бытия» (Theaet. 176 Е; русский перевод, М. — Л., 1936). Душа когда-то была близка богу и «поднявшись заглядывала в подлинное бытие» (Phaedr. 247 С; русский перевод, М., 1904), теперь же, отягощенная заботами, «с трудом созерцает сущее» (там же, 248 В). Аристотель выявляет типы Бытие (философ. категория) в соответствии с типами суждений: «оно есть» (см. Met. V, 7, 1016, в 13—8, 1017 в 10; русский перевод, М. — Л., 1934). Но Бытие (философ. категория) им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием (см. там же, III, 3, 993 в 22). Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает присущее прежней философии противопоставление сфер Бытие (философ. категория), поскольку форма для него есть неотъемлемая характеристика Бытие (философ. категория) Однако Аристотель признаёт также нематериальную форму всех форм (бога). Такая трактовка была продолжена неоплатонизмом, Христианство проводит различие между божественным и сотворённым Бытие (философ. категория), между богом и миром, который сотворён им из ничего и поддерживается божественной волей. Человеку предоставлена возможность свободного движения к совершенному, божественному Бытие (философ. категория) Христианство развивает античное представление о тождестве Бытие (философ. категория) и совершенства (блага, истины и красоты). Средневековая христианская философия в традициях аристотелизма различает действительное Бытие (философ. категория) (акт) и возможное Бытие (философ. категория) (потенция), сущность и существование. Всецело актуально только Бытие (философ. категория) бога. Резкий отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда получил общее признание культ материального Бытие (философ. категория), природы, телесного. Эта трансформация, которая выражает новый тип отношения человека к природе, — отношения, обусловленного развитием науки, техники и материального производства, подготовила концепции Бытие (философ. категория) 17—18 вв. В них Бытие (философ. категория) рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка Бытие (философ. категория) как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускает вмешательства каких-либо внешних сил. Исходным в трактовке Бытие (философ. категория) для всей философии и науки этой эпохи является понятие тела. Это связано с развитием механики — главной науки 17—18 вв., в свою очередь, такое понимание Бытие (философ. категория) послужило основой естественнонаучных представлений о мире в то время. Период классической науки и философии можно охарактеризовать как период натуралистически-объективистских концепций Бытие (философ. категория), где природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе. К. Маркс в «Святом семействе» заметил относительно понятия субстанции у нидерландского философа Бытие (философ. категория) Спинозы, что это — «... метафизически переряженная природа в её оторванности от человека...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 154). В этих словах характеризуется одна из особенностей всего домарксистского материализма — противопоставление природы человеку, рассмотрение Бытие (философ. категория) и мышления сугубо натуралистически. Другая важная особенность концепций Бытие (философ. категория) в новое время состоит в том, что для них характерен субстанциальный подход к Бытие (философ. категория), когда фиксируются субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат Бытие (философ. категория), его предельное основание) и её акциденции (свойства), производные от субстанции, преходящие, изменяемые, С разными модификациями все эти особенности в понимании Бытие (философ. категория) обнаруживаются в философских системах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка (Великобритания), Бытие (философ. категория) Спинозы, у французских материалистов, в физике Р. Декарта, Но в метафизике Декарта берёт начало иной способ истолкования Бытие (философ. категория), при котором Бытие (философ. категория) определяется на пути рефлективного анализа сознания (то есть анализа самосознания) или же на пути осмысления Бытие (философ. категория) сквозь призму человеческого существования, Бытие (философ. категория) культуры, социального Бытие (философ. категория) Тезис Декарта (cogito ergo sum — мыслю, следовательно существую) означает: Бытие (философ. категория) субъекта постигаемо в акте самопознания. Эту линию развивает немецкий философ Г. Лейбниц, который выводит понятие Бытие (философ. категория) из внутреннего опыта человека, а крайнего выражения она достигает у английского философа Дж. Беркли, отрицающего существование материального Бытие (философ. категория) и выдвигающего субъективно- идеалистическое положение «быть — это значит быть в восприятии», Не отрицая существования вещей самих по себе, И. Кант рассматривает Бытие (философ. категория) не как свойство вещей, а как связку суждения. «... Бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи.... В логическом применении оно есть лишь связка в суждении» (Соч., т. 3, М., 1964, с. 521). Прибавляя к понятию характеристику Бытие (философ. категория), мы не прибавляем ничего нового к его содержанию. Для И. Фихте подлинным Бытие (философ. категория) является свободная, чистая деятельность абсолютного Я, а материальное Б есть продукт этой деятельности. У Фихте впервые в качестве предмета философского анализа выступает Бытие (философ. категория) культуры, Бытие (философ. категория), созданное деятельностью человека. Этот тезис развивает Ф. Шеллинг, согласно которому природа, Бытие (философ. категория) само по себе есть лишь неразвитый, дремлющий разум, а «свобода является единственным принципом, к которому здесь все возводится, и в объективном мире мы не усматриваем ничего вне нас существующего, но лишь внутреннюю ограниченность нашей собственной свободной деятельности» («Система трансцендентального идеализма», Л., 1936, с. 65). В системе Г. Гегеля Бытие (философ. категория) рассматривается как первая, непосредственная и весьма неопределённая ступень в восхождении духа к самому себе, от абстрактного к конкретному: абсолютный дух лишь на мгновение материализует свою энергию, а в своём дальнейшем движении и деятельности самопознания он снимает, преодолевает отчуждённость Бытие (философ. категория) от идеи и возвращается к самому себе, так как сущность Бытие (философ. категория) составляет идеальное. Для Гегеля подлинное Бытие (философ. категория), совпадающее с абсолютным духом, есть не косная, инертная реальность, а объект деятельности, полный беспокойства, движения и фиксируемый в форме субъекта, то есть деятельно. С этим связан и историзм в понимании Бытие (философ. категория), который берёт своё начало в немецком классическом идеализме. Правда, история и практика здесь оказываются производными от духовной деятельности. Установка на рассмотрение Бытие (философ. категория) как продукта деятельности духа характерна и для буржуазной философии конца 19 — начала 20 вв. При этом по-новому истолковывается само Бытие (философ. категория) Основная тенденция в развитии представлений о Бытие (философ. категория) совпадает с тенденцией развития научного знания, которое преодолевает как натуралистически-объективистскую трактовку Бытие (философ. категория), так и субстанциальный подход к нему. Это выражается, в частности, в широком проникновении в научное мышление таких категорий, как функция, отношение, система и т.д. Это движение науки во многом было подготовлено критикой представлений о Бытие (философ. категория) как субстанции, осуществленной в гносеологии (например, в работах немецкого философа-неокантианца Э. Кассирера). В ряде философских концепций акцент делается на специфической форме Бытие (философ. категория) — человеческом существовании. У немецкого философа Ф. Ницше, например, понятие Бытие (философ. категория) толкуется как обобщение понятия жизни. Ещё более резко этот тезис проводится в философии жизни немецкого философа В. Дильтея, для которого подлинное Бытие (философ. категория) совпадает с целостностью жизни, постигаемой науками о духе. Немецкий философ Г. Риккерт, как и всё неокантианство, различает чувственно-реальное и ирреальное Бытие (философ. категория); если естествознание имеет дело с реальным Бытие (философ. категория), то философия — с миром ценностей, то есть Бытие (философ. категория), которое предполагает долженствование. Для феноменологии немецкого мыслителя Э. Гуссерля характерно проведение различия между реальным и идеальным Бытие (философ. категория) Первое является внешним, фактичным, временным, а второе — мир чистых сущностей (эйдосов), обладающих подлинной очевидностью. Задача феноменологии в том, чтобы определить смысл Бытие (философ. категория), осуществить редукцию всех натуралистически-объективистских установок и повернуть сознание от индивидуально-фактического Бытие (философ. категория) к миру сущностей. Бытие (философ. категория) коррелятивно акту переживания, сознанию, которое интенционально, то есть направлено на Бытие (философ. категория), влечётся к Бытие (философ. категория) Центральным пунктом феноменологии является изучение сопряженности Бытие (философ. категория) и сознания. Немецкий философ Н. Гартман, противопоставляя материальное Бытие (философ. категория) как преходящее, эмпирическое идеальному Бытие (философ. категория) как надысторическому, проводит различие между способами их познания. Сообразно этому он понимает онтологию как науку о сущем, которое состоит из различных слоев Бытие (философ. категория) — неорганического, органического, духовного. В концепции немецкого экзистенциалиста М. Хайдеггера критикуется традиционный подход к Бытие (философ. категория), основанный на рассмотрении Бытие (философ. категория) как сущего, субстанции, как чего-то извне данного и противоположного субъекту. Для самого Хайдеггера проблема Бытие (философ. категория) имеет смысл лишь как проблема человеческого Бытие (философ. категория), проблема предельных оснований человеческого существования; самым важным выражением общечеловеческого способа Бытие (философ. категория) является страх перед ничто. Французский экзистенциалист Ж. П. Сартр, противопоставляя Бытие (философ. категория) в себе и Бытие (философ. категория) для себя, разграничивает материальное Бытие (философ. категория) и человеческое Бытие (философ. категория) Первое есть для него что-то косное, выступающее только как препятствие, вообще неподвластное человеческому действию и познанию. «В каждое мгновение мы испытываем материальную реальность как угрозу нашей жизни, как сопротивление нашему труду, как границу нашего познания, а также как уже используемое или возможное орудие» (Sartre J. P., Critique de la raison dialectique, v. 1, P., 1960, р. 247). Основные характеристики человеческого Бытие (философ. категория) — свободный выбор возможностей: «... быть для человека — значит выбирать себя...» (Sartre J. P., L"Etre et ie néant, P., 1960, р. 516). Экзистенциализм отвергает правомерность рассмотрения Бытие (философ. категория) как такового, Бытие (философ. категория) чего-то объективного. Бытие (философ. категория) оказывается в экзистенциализме инструментальным полем или горизонтом возможностей, в пределах которого существует и развивается человеческая свобода.
В марксистской философии проблема Бытие (философ. категория) анализируется в двух направлениях. Прежде всего Бытие (философ. категория) рассматривается как материя, как объект науки. При этом плане анализа обращается внимание на вычленение различных сфер Бытие (философ. категория); главными среди них являются неорганическая и органическая природа, биосфера и общественное Бытие (философ. категория) Второе направление в анализе Бытие (философ. категория) связано с рассмотрением общественного Бытие (философ. категория) В этом плане анализа исходным пунктом диалектического материализма является практика, рассмотрение Бытие (философ. категория) как исторического Бытие (философ. категория), как результата социальной практической деятельности. В отличие от метафизического материализма, который фиксирует Бытие (философ. категория) в форме объекта, как мир слепых, автоматически действующих законов, марксизм отстаивает историческую концепцию Бытие (философ. категория), видя в нём совокупную живую, чувственную деятельность индивидов. Причём Бытие (философ. категория) понимается как реальный процесс жизни людей, как «... производство самой материальной жизни» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 26). Обществ. Бытие (философ. категория) отнюдь не сводится марксизмом к совокупности экономических отношений, как это делает экономический материализм. «... Напротив (материалисты), марксисты были первыми социалистами, выдвинувшими вопрос о необходимости анализа не одной экономической, а всех сторон общественной жизни...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 161). Бытие (философ. категория) — это мир культуры, теоретически и практически освоенной природы. Человек осваивает прежнюю культуру и выражает себя в создаваемых им самим предметах культуры. Его сознание направлено на Бытие (философ. категория), идеально воспроизводит и созидает его: «Сознание... никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием..., а бытие людей есть реальный процесс их жизни» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 25). В проблеме взаимосвязи природного и социального Бытие (философ. категория) диалектический материализм исходит из первичности природы, из признания существования природного мира, независимого от социально-практической деятельности человека. Ф. Энгельс писал, что Бытие (философ. категория) есть предпосылка единства мира, «... ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым. Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения» (там же, т. 20, с. 43). Развитие науки позволяет расширить границы познанного и освоенного мира. В этом смысле общественное Бытие (философ. категория), мир культуры выявляет существо и структуру Бытие (философ. категория) как такового. Таким образом, социальное Бытие (философ. категория) не обособлено от материи, в нём обнаруживаются её универсальные законы. В своей деятельности человек реализует те возможности, которые присущи самому Бытие (философ. категория), превращает его потенции в действительность.
Лит.: Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18; Плеханов Г. В., О материалистическом понимании истории, Избр. философские произв., т. 2, М., 1956; Ильенков Э. В., Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии, в кн.: Диалектика — теория познания. Историко-философские очерки, М., 1964; Глезерман Г. Е., К вопросу о понятии «общественное бытие», «Вопросы философии», 1958, № 5; Келле В. Ж. и Ковальзон М. Я., Исторический материализм, М., 1962; Heidegger М., Sein und Zeit, Halle, 1929; Hartmann N., Zur Grundlegung der Ontologie, 2 Aufl., Meisenheim, 1941.
Статья про "Бытие (философ. категория)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 803 раз |
TOP 20
|
|||||||