БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
СюитаОпределение "Сюита" в Большой Советской Энциклопедии
Сюита (франц. suite, буквально - ряд, последовательность), одна из основных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом. В отличие от сонаты и симфонии, Сюита свойственны большая самостоятельность частей, не столь строгая закономерность их соотношения, а также более непосредственная связь с песней, танцем, применение картинной изобразительности. Прообразом Сюита явилось характерное уже для 16 в. сопоставление медленного (павана) и быстрого (гальярда) танцев. Классический тип старинной танцевальной Сюита сложился в творчестве И. Я. Фробергера в середине 17 в. Она состоит из 4 танцев - умеренно быстрой аллеманды, быстрой куранты, медленной сарабанды и стремительной жиги, помимо которых в Сюита 17-18 вв. включались менуэт, гавот, бурре, паспье, полонез, нетанцевальные пьесы - прелюдия, увертюра, ария, рондо и др., а также «дубли» (вариации на один из танцев). Все части писались, как правило, в одной тональности и предназначались для лютни, клавесина, оркестра и др. Термин «Сюита » к таким соч. ранее всего стали применять французские лютневые композиторы в конце 17 в.; наряду с этим группы танцев в Англии назывались «lessons» (Г. Пёрселл), в Италии - «balletto» или (позднее) «sonata da camera» (А. Корелли), в Германии - «Partie» (И. Кунау) или «Partita» (И. Сюита Бах), во Франции - «ordre» (Ф. Купсрен). Высокие образцы классической Сюита создали И. Сюита Бах и Г. Ф. Гендель. Во 2-й половине 18 в., в эпоху венского классицизма, Сюита уступает ведущее положение сонате и симфонии, продолжая существовать в виде кассаций, серенад и дивертисментов (В. А. Моцарт). В 19-20 вв. создаются главным образом оркестровые Сюита нетанцевального склада, иногда включающие отдельные части в танцевальных ритмах (Ф. Лахнер, П. И. Чайковский). Нередко такие Сюита бывают программными («Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова). Часто они составляются из музыки к театральным постановкам, операм, балетам («Пер Гюнт» Грига, балетные сюиты Чайковского, Сюита Сюита Прокофьева), фильмам. Пишутся и Сюита, связанные с народными танцевальными традициями (А. Дворжак, Б. Барток). Особые разновидности - вокальная и хоровая Сюита
Лит.: Попова Т., Сюита, М., 1963; Nef К,, Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921; Blume F., Studien zur Vor-geschichte der Orchestersuite im 15. und 16. Jahrhundert, Lpz., 1925.
Статья про "Сюита" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 688 раз |
TOP 20
|
|||||||