БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Церковь

Значение слова "Церковь" в Большой Советской Энциклопедии


Церковь [от греч. kyriake (oikía)— божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа;
главные отличительные признаки Церковь: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы (см. Догматы, Культ); иерархический характер, централизация управления; разделение всех, принадлежащих к Церковь, на профессиональных служителей культа (духовенство) и рядовых верующих (мирян). Во всех антагонистических социальных системах Церковь связана с господствующими классами, выполняет важные политические, правовые и идеологические функции, поддерживая и освящая эксплуататорские отношения. В социалистических странах Церковь осуществляет исключительно религиозные функции. Религиозные организации, представляющие собой частные объединения верующих, имеют единственную цель — совместное отправление религиозного культа; обязаны соблюдать законодательства о культах. В СССР и в большинстве других социалистических стран Церковь отделена от государства.

  Церковь окончательно оформилась в эпоху феодализма. В этот период она была особенно тесно связана со всей государственной и социальной структурой, выступая, — как отмечал Ф. Энгельс, — «... в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Церковный приход был не только религиозной, но и социальной ячейкой, своего рода соседской общиной. К Церковь принадлежали все члены общества (отлучение от Церковь являлось наказанием; все, отошедшие от неё, квалифицировались как «еретики»). Для рядовых прихожан (крестьян, ремесленников) храм являлся не только местом отправления обрядов, но также политическим и общественным центром. Принадлежность к данной Церковь в эпоху феодализма основывалась преимущественно не на сознательном выборе, а на семейных и национальных традициях. Церковь противостояли секты, включавшие в себя людей, отколовшихся от неё, порвавших с господствующей религией и выступавших, как правило, с позиций неприятия существующего строя (см. Сектантство). Большинство сект, в отличие от Церковь, формировалось преимущественно на основе индивидуального сознательного вступления в них.

  При капитализме положение Церковь (как и др. религиозных организаций) существенно меняется. Церковь утрачивает свою монополию в различных областях умственной деятельности, в ряде капиталистических стран (Франция, США и др.) отделяется от государства и теряет прежние правовые функции. Возникает «религиозный плюрализм», при котором равноправные в юридическом отношении религиозные организации конкурируют друг с другом; в области религии индивиду предоставляется известная свобода выбора, маскирующая связь религиозных организаций, и в первую очередь Церковь, с господствующим классом. Капиталистическая индустриализация и урбанизация меняют облик первичной церковной общины: разрыв между местом работы и местом жительства, усиление социальной и территориальной мобильности населения, распространение религиозного индифферентизма и свободомыслия — всё это меняет прежнюю роль прихода. Религиозная группа в условиях капитализма не совпадает с какими-либо иными социальными общностями. Свою принадлежность к Церковь многие верующие воспринимают формально. Стираются различия между Церковь и сектами. Церковь фактически перестаёт включать всё население; многие секты становятся массовыми, утрачивая прежний замкнутый характер; осуждение ими существующего миропорядка зачастую сменяется полным его приятием.

  Крупнейшие христианские Церковь: православная церковь (состоящая из автокефальных церквей), католическая (см. в ст. Католицизм), армянская апостольская церковь, протестантские церкви [англиканская церковь, лютеранская церковь (см. в ст. Лютеранство), кальвинистская церковь (см. в ст. Кальвинизм)]. В протестантизме многие секты преобразовываются в Церковь (методисты, баптисты, меннониты).

  В конфуцианстве, буддизме, иудаизме такой четко выраженной корпоративной централизованной церковной организации, как в христианстве, не сложилось (хотя и существует в некоторых из них иерархия духовенства), ибо эти религии в первую очередь декларируют тождественность гражданской и религиозной общин, принципиально отвергая саму идею их раздельного существования (а значит. и автономного религиозного коллектива в лице Церковь).

  Д. М. Угринович.

 

  2) Здание для богослужений в христианской религии. На протяжении многовековой истории христианства у различных народов сложились разнообразные типы Церковь, состоящих, как минимум, из алтарной части (см. Алтарь), ориентированной на В., и примыкающего к ней помещения для молящихся. Чаще Церковь — комплекс из многих взаимосвязанных частей (см. Капелла, Крипта, Придел, Трапезная). Главная христианская Церковь города или монастыря называется собором. Лютеранские Церковь обычно называются кирками или кирхами, польские католические Церковь — костёлами.

 

 

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Церковь"

Церковский | Буква "Ц" | В начало | Буквосочетание "ЦЕ" | Церкоспорозы


Статья про слово "Церковь" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 1755 раз


Интересное