БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая РеспубликаОпределение "Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика" в Большой Советской Энциклопедии
Н. В. Прибытков.
С приближением Красной Армии к Северному Кавказу решением Кавказского краевого комитета РКП (б) в январе 1920 была создана Терская областная группа повстанческих войск под команд. Гикало. В марте началось наступление 11-й армии и повстанческих войск на Грозный; 17 марта город был освобожден. К концу марта 1920 Советская власть в Ч.-И. была окончательно восстановлена. 17 ноября 1920 на съезде народов Терской области во Владикавказе (ныне г. Орджоникидзе) было провозглашено образование Горской АССР (декрет ВЦИК от 20 январе 1921), в которую Чечня и Ингушетия вошли как Чеченский и Назрановский округа. 30 ноября 1922 из состава Горской АССР был выделен Чеченский округ, преобразованный в автономную область РСФСР. Декретом ВЦИК от 7 июля 1924 Горская АССР была упразднена, и на части её территории создана Ингушская АО. Советская власть освободила трудящихся Ч.-И. от национальная гнёта и ликвидировала национальное неравенство во всех областях общественно-политической, хозяйственной и культурной жизни. В 1921-26 в Ч.-И. с помощью русского и других братских народов было восстановлено народное хозяйство. За героическую борьбу против контрреволюции и восстановление нефтяной промышленности грозненский пролетариат в 1924 был награжден орденом Красного Знамени. За годы довоенных пятилеток коренным образом были реконструированы промышленность и нефтепромыслы Грозного, построены новые мощные нефтеперерабатывающие, химические, машиностроительные заводы, а также консервные и другие предприятия пищевой промышленности. Успешно проходил процесс коллективизации. Процент коллективизированных крестьянских хозяйств к 1933 составил по Ингушетии 40,5, по Чечне - 32,4. В 1939 в 472 колхозах было объединено 73744 хозяйства (96%). Успехи в области сельского хозяйства были достигнуты в условиях борьбы с кулаками и муллами, использовавшими против коллективизации пережитки родового строя и религиозного верования. За годы Советской власти в республике была создана национальная по форме и социалистическая по содержанию культура. В 1920 среди чеченцев было только 0,8% грамотных, среди ингушей - 3%. В 1923-25 была создана письменность на чеченском и ингушском языках. К 1940 грамотность среди чеченцев составляла 85%, а среди ингушей - 92%. Выросли кадры национальной интеллигенции. Проводилась большая воспитательная работа по ликвидации патриархально-родовых пережитков. Принимались меры по вовлечению чеченцев и ингушей в промышленное производство. На основе успехов в хозяйственном и культурном строительстве 15 января 1934 Чеченская и Ингушская автономные области были объединены в Чечено-Ингушский АО, которая 5 декабря 1936 была преобразована в Ч.-И. АССР. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 трудящиеся Ч.-И. АССР активно помогали фронту. С большим напряжением работала нефтяная промышленность, обеспечивая фронт бензином и смазочными материалами. Сельское хозяйство удержалось на уровне 1940 и снабжало армию продовольствием. Осенью 1942 немецко-фашистские войска вторглись в западную часть республики, но были остановлены на дальних подступах к Грозному; в январе 1943 территория Ч.-И. АССР была освобождена. Во время Великой Отечественной войны чеченцы и ингуши сражались на фронтах, участвовали в партизанской борьбе против фашистских захватчиков. Несколько тыс. чел. награждены орденами и медалями, 36 чел. присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 Ч.-И. АССР была упразднена; Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 национальная автономия чеченского и ингушского народов была восстановлена.
В 60-70-х гг. Ч.-И. АССР добилась новых успехов, чему способствовала постоянная и бескорыстная помощь народов всего Советского Союза. В республике к 1977 32 Героя Социалистического Труда, всего орденами и медалями СССР награждено 13060 трудящихся. За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства Ч.-И. АССР в 1965 была награждена орденом Ленина; в 1972 - орденом Октябрьской Революции и орденом Дружбы народов.
Народное хозяйство. За годы социалистического строительства Ч.-И. превратилась в республику с высоко развитой промышленностью и многоотраслевым сельское хозяйством. Основа экономики - нефтяная, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая отрасли, а также энергетика, машиностроение и металлообработка. Значительное развитие получила промышленность стройматериалов и пищевая.
Табл. 1 ¾ Производство важнейших видов промышленной продукции.
Предприятия машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности производят нефтеаппаратуру, грязевые насосы и цементировочные агрегаты, тракторные прицепы, электрографические машины, приборы, разливочные линии, электрические и медицинские инструменты. Наиболее крупные предприятия: заводы «Красный молот», «Трансмаш», «Электроприбор», ремонтно-механический, электромеханический, опытный завод СПКБ «Нефтегазпромавтоматика» (Грозный), «Электроинструмент» (Назрань), «Мединструмент» (Гудермес), «Пищемаш» (Аргун). Промышленность стройматериалов представлена заводами: цементным (Чири-Юрт), кирпичными, известковым, железобетонных конструкций, крупнопанельного домостроения (Аргун). Пищевая промышленность включает мясную, молочную, сахарную, винодельческую, пивоваренную, мукомольную, хлебопекарную, кондитерскую, макаронную и консервную отрасли, розлив минеральных вод. Консервные предприятия расположены в Грозном, станице Ассиновской, с. Самашки, сахарный завод - в Аргуне. Лесная и деревообрабатывающая промышленность представлена 10 лесными хозяйствами, заготавливающими деловую древесину, мебельным объединением «Терек» и Ермоловским деревообрабатывающим комбинатом. Наиболее крупные предприятия лёгкой промышленности - Назрановская трикотажная фабрика, Грозненские швейно-производственное объединение и обувная фабрика. Сельское хозяйство. С.-х. угодья в 1976 составили 1166,1 тыс. га, из них пашня 426,3 тыс. га (в т. ч. орошаемая 98,2 тыс. га), многолетние насаждения 38,1 тыс. га, сенокосы 71,6 тыс. га, пастбища 630,1 тыс. га. На 1 января. 1977 было 45 колхозов и 100 совхозов. В сельском хозяйстве имелись (1976) 8135 тракторов (в физических единицах; 1519 в 1940), 1178 зерноуборочных комбайнов (485 в 1940), 4707 грузовых автомобилей (2122 в 1960). Распределение посевных площадей см. в табл. 2.
Табл. 2.-Посевные площади, тыс. га
В республике развивается тонкорунное овцеводство, мясное и молочное животноводство, птицеводство. Поголовье (на начало 1977, тыс.): крупного рогатого скота 301,5 [(249,7 в 1941), в том числе коров 118,1 (106,2)], свиней 148,3 (45,1); овец и коз 744,8 (470,4). Осуществляются мероприятия по переводу животноводства на промышленную основу. Производство животноводческой продукции в 1976: мяса (в убойной массе) 30,5 тыс. т (10,2 тыс. т в 1940), молока 206,9 тыс. т (78 тыс. т), яиц 110 млн. шт. (52,9 млн. шт.), шерсти 3592 т (451 т). Государственные закупки в 1976 составили (тыс. т): зерновых культур 174,2 (72,5 в 1940), овощей 131 (18,3), сахарной свёклы 192, семян подсолнечника 8,1 (5,7), плодов 70,4 (1,1), винограда 110,6 (0,4), табака 2,7; скота и птицы 32,1 (8,3), молока 78,7 (6,1), яиц 65,7 млн. шт. (15,2 млн. шт.), шерсти 4306 т (369 т).
Транспорт. Эксплуатационная длина железных дорог 362 км (1976; 150 км в 1913). Территория Ч.-И. пересекает магистраль Ростов-на-Дону - Беслан - Баку и ж.-д. линия Прохладная - Моздок - Астрахань. Крупный ж.-д. узел - Гудермес. Протяжённость автодорог 3181 км, в том числе с твёрдым покрытием 2574 км (1976). По территории проходит автотрасса Москва - Баку. Авиалинии соединяют Грозный с Москвой, Сочи, Ростовом-на-Дону и другими городами. Развит трубопроводный транспорт.
Благосостояние народа в результате успешного выполнения программы хозяйственного и культурного строительства неуклонно повышается. Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли, включая общественное питание, за 1971-76 вырос в 1,4 раза и достиг 600 млн. руб. В 1971-1976 построено за счёт средств государства, колхозов и населения 2005 тыс. м2 общей площади жилых домов. Здравоохранение. В 1913 было 10 платных больниц на 236 коек; работал 21 частнопрактикующий врач; не было ни одного мед. работника из коренного населения. К 1 января 1977 функционировало 83 больничных учреждения на 11,2 тыс. коек (9,7 койки на 1 тыс. жит.), 556 фельдшерско-акушерских пунктов, женских консультаций, детских поликлиник и других амбулаторно-поликлинических учреждений, 19 санитарно-эпидемиологических станций. Работали 2,7 тыс. врачей (1 врач на 430 жит.) и 7,8 тыс. лиц среднего медицинского персонала. Курорты: бальнеологический Серноводск, климатический Армхи, 9 санаториев, дом отдыха. Туризм. Основные туристские маршруты (в т. ч. 7 всесоюзного значения) - из района Кавказских Минеральных Вод к Каспийскому морю, из г. Грозного через Главный Кавказский хребет в Грузию. Турбазы в г. Грозном и с. Беной. Народное образование и культурно-просветительные учреждения. В 1914/15 уч. г. на территории республики имелись 153 общеобразовательные школы (12,8 тыс. учащихся), средних специальных учебных заведений и вузов не было. В 1976/77 уч. г. в 569 общеобразовательных школах всех видов обучалось свыше 288 тыс. учащихся, в 29 профессионально-технических учебных заведениях - 15 тыс. учащихся, в 12 средних специальных учебных заведениях - 15 тыс. учащихся, в 2 вузах (Чечено-Ингушском университете и Нефтяном институте в Грозном) - 11,7 тыс. студентов. В 1976 в 326 дошкольных учреждениях воспитывалась 31 тыс. детей. На 1 января 1977 работали: 466 массовых библиотек (свыше 6,2 млн. экз. книг и журналов); 2 музея в Грозном (Чечено-Ингушский краеведческий и Музей изобразительных искусств); 401 клубное учреждение, 317 стационарных киноустановок, 41 внешкольное учреждение. См. также разделы Музыка, Драматический театр. Научные учреждения. Все научные учреждения созданы за годы Советской власти. Старейшие научно-исследовательские институты: «ГрозНИИ» (1928) и Институт истории, социологии и филологии (1926). Работают также Северо-Кавказский научно-исследовательский и проектный Институт нефтяной промышленности (1965), Чечено-Ингушская государственная с.-х. опытная станция (1944), Научно-исследовательская станция по овощеводству и плодоводству (1973) и др. Научная работа ведётся на кафедрах вузов: Чечено-Ингушского университета и Грозненского нефтяного института. В республике (1976) свыше двух тыс. научных работников. Печать, радиовещание, телевидение. В 1976 книжным издательством выпущено около 200 книг и брошюр тиражом 1,5 млн. экз. Выходят республиканские газеты: «Ленинан некъ» («Ленинский путь», на чеченском языке, с 1923), «Сердало» («Свет», на ингушском языке, с 1923), «Грозненский рабочий» (с 1917), «Комсомольское племя» (с 1928), альманахи «Лоаман Iyйре» («Утро гор», на ингушском языке, с 1958) и «Орга» («Аргун», на чеченском языке, с 1958). Передачи 1-й программы Всесоюзного радио и «Маяка» транслируются 32 ч в сутки. Республиканские передачи ведутся 11 ч. Объём 2-программного телевещания составляет 15,9 ч в сутки, из них ретрансляция Центрального телевидения 12,9 ч, местные передачи на чеченском, ингушском и русском языке 3 ч. Литература. Близкие по историческим судьбам и родственные по языку чеченские и ингушские литературы после Октябрьской революции 1917 развивались как письменные советские литературы, опираясь на национальные фольклор, с одной стороны, и на опыт русской классической и советской литературы - с другой. Основоположником чеченской литературы явился С. Бадуев (1904-43), автор первого печатного чеченского художественного произведения - повести «Голод» (1925), первого чеченского романа «Петимат» (1930) о судьбе горянки, пьес «Закон отцов» (1929), «Красная крепость» (1930) и др. Пьесы («Борьба», 1932) и рассказы создавал Ш. Айсханов (1907-37), пьесы («Росток нашей эпохи», 1934) и поэмы («Лесная поляна». 1933) Н. Музаев (р. 1913). В начале 30-х гг. появляются первые стихи М. Мамакаева (1910-73), очерки и пьесы Х. Ошаева (1898-1977), создателя первого чеченского алфавита на латинской основе; исторический роман С. Арсанова (1889-1968) «Два поколения» (1930) посвящен предреволюционной ситуации в Чечне. В 40-е гг. появляются патриотические пьесы А. Мамакаева (1918-58) «Гнев» (1940), «В родной аул» (1941), сборник стихов Музаева «В сверкании молний» (1940), поэма М. Сулаева (р. 1920) «Солнце победит» (1944). Интенсивное развитие литературы началось в 50-е гг. В Алма-Ате вышел коллективный сборник произведений чеченских писателей «Дружба». Тогда же был издан историко-революционный роман Арсанова «Когда познаётся дружба» (на русском языке), ставший крупной вехой в чеченской прозе. Вышли сборники стихов А. Мамакаева «Долина Терека» (1958), М. Мамакаева «Дороги Родины» (1960), Музаева «Горсть земли» (1960), Р. Ахматовой (р. 1928) «Трудная любовь» (1963) и др. Поэзия 60-70-х гг., сохраняя верность традиционным темам гражданско-патриотического, интернационалистического и собственно-лирического звучания, стремится к углублённо-философскому их решению, к масштабности, к совершенству языка, художественной формы. В прозе 60-70-х гг. успешно развиваются жанры очерка и повести, всё чаще появляются романы на современные темы. Красоте созидательного труда, связям личности и общества посвящены романы Музаева «В долине Аргуна» (1965), «Сила мечты» (1971), М. Исаевой (1898-1977) «Корень счастья» (кн. 1-2, 1964-70), «Созидатели» (1970), повесть З. Абдулаева (р. 1926) «На берегу Ассы» (1975) и др. Проблемы нравственного воспитания, утверждение коммунистической морали - в центре романов Сулаева «Тавсултан уходит с гор» (1966), М. Мусаева (р. 1915) «После выстрела» (1969), У. Гайсултанова (р. 1920) «Кто ты?» (кн. 1-2, 1969-71). Художественное осмысление исторического прошлого характерно для романов М. Мамакаева «Мюрид революции» (1962) и «Зелимхан» (1968), А. Айдамирова (р. 1933) «Именем свободы» (1968), «Долгие ночи» (1973), тетралогии Ошаева «Пламенные годы» (кн. 1-4, 1959-64). В детской литературе активно работают Гайсултанов (сборник повестей и рассказов «Пусть смеется солнце всем», 1968), Х. Эдилов (р. 1922; поэма-сказка «Железный волк», 1966), Мусаев (повесть «Анзор», 1966) и др. С конца 50-х гг. широкий тематический диапазон обретает чеченская драматургия: пьесы о Гражданской войне 1918-20 - «Асланбек Шерипов» (1958) Ошаева, «Девушка с гор» (1960) А. Хамидова (1920-69); о жизни колхозного села - «Светлый путь» (1961) Музаева, «В одном ауле» (1962) Мусаева; о Великой Отечественной войне - «Волны Терека» (1961) Мусаева, «Бессмертные» (1969) Хамидова; о морально-этических и бытовых проблемах - «Верить человеку» (1961) Музаева, «Совдат и и Дауд» (1958) и сатирическая комедия «Падение Бож-Али» (1967) Хамидова. Первым печатным произведением ингушской литературы была пьеса З. Мальсагова (1894-1935) «Похищение девушки» (1923); в газете «Сердало» печатались стихи и проза, в том числе отрывки из повести «Ранняя весна» Т. Бекова (1873-1938), поэма «Калым и Тамара» С. Озиева (р. 1904). В 30-е гг. выступают поэты Х. Муталиев (1910- 1964), Дж. Яндиев (р. 1916), А. Озиев (1902-37) и др.; прозаик А. Гойгов (1896-1948), автор очерков и повестей на историко-революционные темы; драматург и прозаик И. Базоркин (р. 1911). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 печатают патриотические и антифашистские стихи Яндиев, М. Хашагульгов (1904-77), Х. Осмиев (р. 1909) и др. О войне написаны пьесы Базоркина «Капитан Ибрагимов» (1941), «Рождение ненависти» (1942). В 50-е гг. литература вступает в период интенсивного роста. Выходят сборники стихов Муталиева, Яндиева, С. Озиева. Проза уверенно осваивает жанр повести: «Первые дни» (1960) Муталиева, «Имени республики» (1962) и «Девять дней из жизни героя» (1964) Б. Зязикова (1908-65), «На развилке» (1965) А. Ведзижева (р. 1919) и др. Проблемам нравственного воспитания и утверждения коммунистической морали в борьбе с пережитками прошлого посвящен первый в ингушской литературе роман С. Чахкиева (р. 1938) «Золотые столбы» (1966); его же роман «Волчьи ночи» (1970) и романы А. Бокова (р. 1924) «Сыновья Беки» (1967), М. Плиева (р. 1929) «Трудный перевал» (1974) написаны на историко-революционную тему. Историческая эпопея Базоркина «Из тьмы веков» (1968) охватывает более ста лет жизни народа. В области детской литературы активно работают Ведзижев (повесть «Гапур - тёзка героя», 1968), Чахкиев (повесть «Энвер», 1966) и др. Ингушская драматургия, начавшая в 20-е гг. свой путь пьесами З. Мальсагова и Муталиева, достигла серьёзных успехов в конце 50-х гг. и в последующие десятилетия: «Дороги любви» (1966) Базоркина, «Когда гибнут сыновья» (1968) Чахкиева и Г. Русакова, «Я не буду одинок» (1973) Ах. Мальсагова (р. 1922) и др. Литературоведение и литературная критика в чеченской и ингушской литературах развиваются в тесной взаимосвязи, что нашло отражение, в частности, в создании общего «Очерка истории чечено-ингушской литературы» (1963). С начала 70-х гг. активно выступают исследователь ингушской литературы Абу Мальсагов (р. 1939), чеченской литературы - Х. Туркаев (р. 1938). В 1973 опубликована книга Ю. Айдаева (р. 1938) «Чечено-ингушская советская драматургия 1920-1940 гг.», в 1975 - книга И. Дахкильгова (р. 1936) «Ингушская литература» (1975). Центром научно-исследовательской работы является Чечено-Ингушский институт истории, социологии и филологии.
Произведения чеченских и ингушских писателей переведены на русский и другие языки народов СССР; в республике изданы на чеченском и ингушском языках произведения классиков русской и зарубежной литератур, книги многих писателей народов СССР. Организационно-творческую работу среди литераторов осуществляет писательская организация Чечено-Ингушской АССР (Г. Грозный). Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Древнейшие образцы художественной культуры на территории Ч.-И. восходят к 3-1-му тыс. до н. э. (памятники культуры куро-араксского энеолита, майкопской культуры, северокавказской культуры, каякентско-хорочоевской культуры, кобанской культуры). Скифо-сарматское время (7 в. до н. э. - 4 в. н. э.) представлено произведениями звериного стиля, аланский период (8-13 вв.) - катакомбными могильниками (у селений Алкун, Дуба-Юрт), монгол-татарское время (13 - начало 15 вв.) - мавзолеем Борга-Каш близ с. Плиево (1405). В христианской культовой архитектуре 11-13 вв. (храм Тхаба-Ерды близ с. Хайрах), сочетавшей грузинские и местные строительные традиции, преобладали геометрическая простота форм и строгое изящество декора. В горных районах Ч.-И. в средние века из грубо отёсанных камней строились заградительные стены (у с. Верхний Алкун), жилые (2-3-ярусные, с плоской кровлей и арочными проёмами) и боевые (4-5-ярусные, с бойницами, машикулями и пирамидально-ступенчатой крышей) башни, иногда образующие величественные комплексы (например, в селениях Кезеной, Таргим, Хой, Эгикал, Эрзи, все - 14-18 вв.). Рядом с горными селениями, составляющими живописные террасообразные композиции на склонах, размещались многочисленные надземные, полуподземные и подземные (прямоугольные, квадратные и круглые в плане, с 2-скатными, пирамидальными ступенчатыми и конусообразными гладкими формами крыш) склепы, а также надмогильные стелы (например, «Город мёртвых» Цой-Педе у с. Малхиста, 11-18 вв.). Почти все селения имели святилища, по форме идентичные 2-скатным надземным склепам. В 18 - начале 20 вв. в народном жилище Ч.-И. преобладали: в горах - 1- или 2-этажные многокомнатные жилища из камня и дерева, с плоской крышей и отдельными выходами на открытую террасу, на равнине - прямоугольные саманные (позднее кирпичные), крытые черепицей дома с обводными галереями. В народном декоративно-прикладном искусстве Ч.-И. были развиты резьба по камню и дереву, художественной обработка металла (насечка, гравировка, чернь и др.), изготовление ювелирных изделий, деревянной, глиняной и медной утвари, бурок, войлочных ковров, вышивка золотыми и серебряными нитями (космологические, зооморфные и растительные орнаменты), выделка кожи. Во 2-й четверти 19 в. выступил чеченец - мастер станковой живописи, портретист П. З. Захаров. После Октябрьской социалистической революции начались реконструкция и развитие Грозного (особенно с 1950-х гг., архитекторы З. С. и Я. С. Берковичи, Б. Н. Федотов, Л. И. Хаит и др.). В гг. Гудермесе и Малгобеке ведётся интенсивное жилищное и культурно-бытовое строительство; в сёлах возводятся просторные дома и хозяйственные сооружения современных типов. В 1939 создано Грозненское, с 1967 - Чечено-Ингушское отделение Союза архитекторов СССР.
В советском изобразительном искусстве Ч.-И. успешно развиваются исторический и бытовой жанры, портрет и пейзаж (живописцы Е. Н. Гайдукова, А. Г. Григорьянц, Х. Ю. Дадаев, Д. Г. Идрисов, Н. Г. Латышев, В. В. Ливн, П. В. Миронов, О. М. Мишин, В. К. Мордовин, Ф. Н. Сачко, Ш. А. Шамурзаев, Г. Ю. Янаков, графики Х. А. Ахмедов, О. Р. Чубаров, Л. И. Царицынский), скульптура (В. П. Астапов, И. Д. Бекичев, В. Д. Малюков, Р. И. Мамилов, А. Н. Сафронов, работающий также как живописец и график), книжная графика (Е. М. Токарев, А. А. Туладзе) и театрально-декорационное искусство. В 1939 создан Союз советских художников Ч.-И. АССР (с 1968 - Союз художников Ч.-И. АССР). Музыка чеченцев и ингушей имеет много общего. Для образцов музыкального народного творчества характерны диатонический склад, сопоставление гармоний соседних ступеней, кварто-квинтовые и секундо-квинтовые созвучия, 2- и 3-голосие в хоровых и инструментальных произведениях. Хроматизмы и увеличенные секунды в мелодиях отсутствуют. Ритмика остра, часто встречаются смена размеров и чередование триолей с чётным ритмическим делением, особенно в танцевальных мелодиях (излюбленный танец - лезгинка). Народные мелодии отличаются разнообразием жанров. Это героико-эпические песни - илли, иллеш (часто в форме речитатива), исполняемые мужчинами. К хоровым песням мужчин относится назма (обычно 2- и 3-голосные); к лирическим женским и девичьим - эшарш, халхаран йиш, имеющие много местных вариантов. Среди инструментальных наигрышей - ладуга йиш. Народные инструменты: дечк-пондур (струнно-щипковый), атух-пондур (струнно-смычковый); духовые - шедаг (свирель), зурна, маа (из рога); ударные - вота (двухсторонний барабан), жиргиа (бубен); цузам (из гусиного пера со скрипучим звуком); широкое распространение получила восточная гармоника. Пропагандистом народной музыки в начале 20 в. был Абдул Муслим Магометович Магомаев; на основе чеченских мелодий он создал ряд произведений. После Октябрьской революции 1917 активизировалась работа по записи музыкального фольклора, в 1918 был опубликован сборник «Из чеченских песен» А. Шерипова. В 1920-е гг. музыкальное творчество чеченцев и ингушей изучали А. А. Давиденко и Е. А. Колесников. Значительную работу по пропаганде фольклора провели композиторы-мелодисты В. Ш. Дагаев, А. Э. Хамхоев, С. Л. Магомедов, С. Ц. Цугаев, а также А. И. Александров. Среди народных музыкантов - гармонисты У. Димаев, Е. Ганукаева, ашуги Б. Сулейманов, И. Батаев, И. Цицкиев. Большой вклад в собирание чеченского музыкального фольклора внёс композитор и дирижёр, один из зачинателей профессионального музыкального искусства республики Г. Х. Мепурнов, который на основе народного материала написал «Поэму о Шерипове», «Фантазию на чечено-ингушские темы», музыку к ряду спектаклей Чечено-Ингушского драматического театра им. Х. Нурадилова. Мепурнов активно участвовал в организации музыкального училища (1936) и оркестра реконструированных народных инструментов (1935).
Популярность получили произведения У. А. Бексултанова: симфония «За власть Советов» (1967), симфонические поэмы «Сказание гор» (1963), «Гомар» (1966), концерт для фортепиано с оркестром (1973), «Вайнахские эскизы» (1974). В области вокальной и камерно-инструментальной музыки работает С. У. Димаев, эстрадной музыки - А. М. Шахбулатов. На основе чечено-ингушского фольклора ряд произведений создали Давиденко, Н. С. Речменский, М. В. Коваль, С. Н. Ряузов, Ю. С. Бирюков, О. Б. Фельцман, Л. И. Кулиев и др.
В республике работают (1977): филармония (1938), симфонический оркестр филармонии (1939), ансамбль танца «Вайнах» (1939), Дом народного творчества (1938), музыкальное училище (1936, Грозный), Республиканское культурно-просветительское училище (1961), 31 детская музыкальное школа.
Драматический театр. Истоки театрального искусства чеченцев и ингушей восходят к глубокой древности. Об этом свидетельствуют песни и сказания странствующих музыкантов и певцов, воспевающих подвиги героев национального фольклора, древние обычаи, встречающиеся в празднествах, свадебных, похоронных обрядах. После Октябрьской революции 1917 началось развитие самодеятельного, а впоследствии профессионального театрального искусства. В начале 20-х гг. передовые представители национальной интеллигенции гг. Грозного и Владикавказа (ныне г. Орджоникидзе) стали объединяться в небольшие любительские коллективы, которые ставили на русском языке пьесы русского и других братских народов. Национальная драматургия создавалась главным образом участниками любительских кружков. Пьесы «Молодая жена старика» И. Эльдарханова, «Алибек-хаджи Зандакский» Д. Шарипова, «Макажоевский имам» М. Яндарова, «Не всегда мулле байрам», «Политотдел» С. Бадуева написаны в Чечне; «Похищение девушки» и «Месть» З. Мальсагова, «Поминки» А. Х. Гойгова, «Селихат», «Классовая борьба в ауле» О. Мальсагова, «Око за око, зуб за зуб», «Культармейцы» Х. Муталиева созданы в Ингушетии. Эти пьесы отличались злободневностью, имели большое воспитательное значение, пользовались успехом. В 1931 на Северо-Кавказской олимпиаде искусств автономных областей ингушский драматический кружок занял первое место, чеченский кружок - второе. Профессиональное театральное искусство началось с создания в Грозном Чеченского театра-студии (1931), совмещавшего учебный процесс с выступлениями в городах и сельских районах. В 1933 театр-студия был реорганизован в Чеченский драматический театр. В этом же году открылась и ингушская театральная студия в г. Орджоникидзе, в 1934 вошедшая в труппу Чеченского драматического театра, который стал называться Чечено-Ингушским драматическим театром. Большую помощь в подготовке профессиональных кадров оказали Грузинский театр им. Руставели, ГИТИС, Ленинградский институт театра, музыки и кино, при которых в разные годы работали чечено-ингушские студии. Выпускники студий и артисты, работавшие с начала создания театра, составили основу его труппы. Среди них: заслуженный артист РСФСР Я. М. Зубайраев. народный артист Ч.-И. АССР и заслуженный артист РСФСР Т. Ш. Алиева, народные артисты Ч.-И. АССР А. М. Исаева, Х. С. Хакишева, А. Х. Хамидов, В. А. Татаев, заслуженные артисты Ч.-И. АССР Х. Ю. Мустапаева, А. Д. Ташухаджиева, З. М. Багалова, И. Д. Хаджиева, З. Минкаилова, М. А. Давлетмирзаев, А. А. Дениев, М. Цицкиев, заслуженный артист Северо-Осетинской АССР Д. Амаев, артист М. Дудаев и др. Первые профессиональные режиссёры - Г. М. Батукаев, М. М. Солцаев и Р. Ш. Хакишев. В 1942 театру присвоено имя Х. Нурадилова (Героя Советскоог Союза). Популярность получили пьесы национальных драматургов: С. Бадуева «Красная крепость», «Петимат», «Закон отцов», «Золотое озеро», «Семья чабана», «Женитьба Цаэбы», М. Гадаева и Г. Батукаева «Ади Сурхо», И. Базоркина «Капитан Ибрагимов», «Тамара», А. Хамидова «Падение Бож-Али». Х. Ошаева «Асланбек Шерипов», М. Солцаева «Бешто», Н. Музаева «Асет», Б. Саидова «Зейнап», С. Чахкиева и Г. Русакова «Когда гибнут сыновья» и др. Наряду с национальными пьесами театр широко пропагандирует произведения русской, советской и зарубежной классики, а также пьесы драматургов других республик. Значительная роль в становлении и развитии театра Ч.-И. сыграли режиссёры А. Туганов, М. Алили, А. Чхарташвили, Г. Батукаев, В. Э. Вайнштейн, П. Харлип, М. Минаев, Л. Горькая; композиторы Г. Х. Мепурнов, А. Александров; художники М. Сагинян, И. Гамрекели, М. Магомаев, Э. Бернгард и др. В республике работают (1977): Чечено-Ингушский драматический театр им. Х. Нурадилова, Русский драматический театр им. Лермонтова (1938), Чечено-Ингушский театр кукол (1936; русская, чеченская, ингушская труппы), около 30 народных театров, около 4500 коллективов художественной самодеятельности. Лит.: Рыжиков В. В., Гребенщиков П. А., Зоев С. О., Чечено-Ингушская АССР, Грозный, 1971; Российская Федерация. Европейский Юго-Восток. Поволжье. Северный Кавказ, М., 1968 (серия «Советский Союз»); Киров С. М., Избранные статьи и речи (1912-1934), М., 1957; Орджоникидзе Г. К., Избранные статьи и речи о борьбе трудящихся Чечено-Ингушетии за Советскую власть в период иностранной военной интервенции и Гражданской войны, Грозный, 1962; Очерки истории Чечено-Ингушской АССР, т. 1-2, Грозный, 1967-72; Крупнов Е. И., Древняя история Северного Кавказа, М., 1960; Кушева Е. Н., Народы Северного Кавказа и их связи с Россией, М., 1963; Гриценко Н. П., Экономическое развитие Чечено-Ингушетии в пореформенный период (1861-1900 гг.), Грозный, 1963; его же, Классовая и антиколониальная борьба крестьян Чечено-Ингушетии на рубеже XIX-XX вв., Грозный, 1971; Колосов Л. Н., Первое поколение пролетариата Чечено-Ингушетии (1893-1917 гг.), [Грозный], 1965; его же, Чечено-Ингушетия накануне Великого Октября, Грозный, 1968; Коренев Д. З., Революция на Тереке, 1917-1918 гг., [Орджоникидзе, 1967]; Абазатов М. А., Борьба трудящихся Чечено-Ингушетии за Советскую власть. (1917-1920 гг.), 2 изд., Грозный, 1969; его же, Чечено-Ингушская АССР в Великой Отечественной войне Советского Союза, [Грозный, 1973]: Зоев С. О., Промышленность Чечено-Ингушской АССР за 50 лет. Грозный, 1972; 50 лет автономии Чечено-Ингушетии. Статистич. сб., Грозный, 1972; Очерк истории чечено-ингушской литературы, Грозный, 1963; Мальсагов А. У., Туркаев Х. В., Писатели советской Чечено-Ингушетии, Грозный, 1969; Шабаньянц Н. Ш., Горчаков В. А., Художники Чечено-Ингушетии. [Альбом], Л., 1965; Татаев В. А., Шабаньянц Н. Ш., Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии. [Альбом], Грозный, 1974; Гольдштейн А. Ф., Средневековое зодчество Чечено-Ингушетии и Северной Осетии, М.. 1975; Лаудаев У., Чеченское племя. Сб. сведений о кавказских горцах, М., 1872, в. 6; Речменский Н. С., Музыкальная культура Чечено-Ингушской АССР, в сборнике: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; его же, Музыкальная культура Чечено-Ингушской АССР, М., 1965.
Статья про "Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 943 раз |
TOP 20
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||