Эль Греко Доменико

Определение "Эль Греко Доменико" в Большой Советской Энциклопедии


Эль Греко. «Апостолы Пётр и Павел»
Эль Греко (El Greco; собств. Теотокопули, Teotocopuli) Доменико (1541, о. Крит, — 7.4.1614, Толедо), испанский живописец. По происхождению грек. Первоначально учился, по-видимому, на о. Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его творчества. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. С 1570 работал в Риме. Испытал воздействия маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Тициана, Я. Бассано, Тинторетто).


Эль Греко. «Вид Толедо»
  Расцвет таланта Э. Г. наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо). В зрелом творчестве Э. Г., родственном религиозной поэзии испанских мистиков 16 в. (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом; резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине («Мученичество св. Маврикия», 1580—1582, Эскориал; «Погребение графа Оргаса», 1586—88, церковь Санто-Томе, Толедо; «Святое Семейство», около 1590—95, Музей искусств, Кливленд). Но ведущее значение в этих произведений получает колорит, основанный на обилии неожиданных рефлексов, беспокойной игре контрастирующих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Э. Г., порой отмеченных беспощадной психологической выразительностью («Инквизитор Ниньо де Гевара»).


Эль Греко. «Вознесение»
Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Э. Г. («Снятие пятой печати», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Лаокоон», Национальная галерея искусства, Вашингтон; оба — 1610—14), где фигуры напоминают языки пламени, мятущиеся в пепельно-сером, взвихренном пространстве. Глубоким трагизмом овеян «Вид Толедо» (1610—14, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).



Эль Греко. «Моление о чаше»
Проникнутое острым субъективизмом и вместе с тем напряжённым вниманием к возвышенно-драматическим порывам человеческого духа, творчество Э. Г. в 17—19 вв. было забыто и заново открыто лишь в начале 20 в.
 


Эль Греко. «Мученичество св. Маврикия»
Лит.: Валлантен А., Эль Греко (Доменико Теотокопули), [пер. с франц.], М., 1962; Каптерева Т. П., Эль Греко, М., 1965; Малицкая К. М., Истоки творчества Эль Греко, в сборнике: Сообщения Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, т. 5, М., 1975; Wethey Н. Е., El Greco and his school, v. 1—2, Princeton, 1962; Cossio M. B., El Greco, Barcelona, 1972.


Эль Греко. «Погребение графа Оргаса»
Эль Греко. «Поэт О. Парависино»
Эль Греко. «Св. Иероним»
Эль Греко. «Снятие пятой печати»

"БСЭ" >> "Э" >> "ЭЛ" >> "ЭЛЬ"

Статья про "Эль Греко Доменико" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 267 раз
Пицца в сковороде
Каша со столетними яйцами

TOP 20