БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Эмаль (покрытие)

Значение слова "Эмаль (покрытие)" в Большой Советской Энциклопедии


Эмаль (франц. email, от франкск., smeltan - плавить), стеклоэмаль, преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами металлов, легкоплавкие стекла, наплавляемые одним
Декоративное блюдо. Эмаль. 16 в. Франция. Эрмитаж. Ленинград.
или несколькими тонкими слоями (эмалирование) на металл. Эмаль (покрытие) часто называют также легкоплавкие глухие белые или окрашенные глазури, применяемые для покрытия и художеств, росписи керамических и стеклянных изделий. Основными компонентами почти всех Эмаль (покрытие) являются двуокись кремния SiO2, борный ангидрид B2O3, окись алюминия Al2O3, окись титана TiO2, окислы щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, некоторые фториды и др. Эмаль (покрытие) принято делить на грунтовые и покровные. Грунтовые Эмаль (покрытие), в которые входят сцепляющие вещества (главным образом окислы кобальта и никеля), служат для нанесения слоя, который хорошо сцепляется с металлом и является промежуточным между покровным слоем Эмаль (покрытие) и металлом. Покровные Эмаль (покрытие), которые хорошо сцепляются с металлом, наносят без грунтовой Эмаль (покрытие) Для приготовления Эмаль (покрытие) смесь полевого шпата, песка или кварца, плавикового шпата, буры, борной кислоты, соды, селитры, криолита и другие сплавляют в печах при 1150-1550 °С и выливают в воду для грануляции. Гранулы размалывают в шаровых мельницах в присутствии воды, глины и других материалов для получения устойчивой суспензии мелких частиц, т. н. эмалевого шликера. Металл сначала покрывают грунтовым шликером, сушат и обжигают (500-1400 °С, в зависимости от покрываемого металла), после чего наносят покровную Эмаль (покрытие) в один-два слоя с обжигом каждого слоя отдельно. Шликер наносят погружением, обливом, пульверизацией и электростатически, проводят в периодически или непрерывно действующих печах.

  Эмаль (покрытие) защищает металл от коррозии и придает ему красивый внешний вид. Наносят Эмаль (покрытие) в основном на чугун и сталь, однако в ряде случаев и на медные, алюминиевые и серебряные изделия, а также изделия из различных сплавов. Основные области применения эмалированных металлов - пищевая, химическая, фармацевтическая, электротехническая промышленность, строительство. Жароупорные и высококорозионностойкие эмалевые покрытия используются в реактивных двигателях; в аппаратах для особо агрессивных сред; при термообработке и горячей деформации специальных сплавов.

  С. С. Солнцев

  Эмали художественные - украшение Эмаль (покрытие) золотых, серебряных и медных изделий (сосудов, ювелирных изделий и пр.). Эмаль (покрытие) - древнейшая техника, применяемая в ювелирном искусстве: холодная (без обжига) и горячая, при которой окрашенная окисями металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. Эмаль (покрытие) различают по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые Эмаль (покрытие) заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора,-передают четкие линии контура. Выемчатые Эмаль (покрытие) заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке) в толще металла отличаются большой интенсивностью цвета. Эмаль (покрытие) (чеканному, литому), прозрачная и глухая, позволяет передать объемные формы, достигать живописных эффектов, т. к. при плавлении эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа и появляются сочетания прозрачных и непрозрачных пятен, дающие ощущение теней. В расписной (живописной) Эмаль (покрытие) изделие из металла покрывается Эмаль (покрытие) и по ней расписывается эмалевыми красками (с 17 в. - огнеупорными). Эмаль (покрытие) бывает также по скани (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными накладками. Наиболее ранние из дошедших Эмаль (покрытие) - золотые украшения и амулеты Древнего Египта, близкие по технике к перегородчатым. Лучший образец ранней европейской перегородчатой Эмаль (покрытие) - облицовка стенок алтаря в церкви Сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус 9 в.). В Византии в 10-12 вв. была развита перегородчатая Эмаль (покрытие) на золоте. К началу 12 в. сложились европейские школы Эмаль (покрытие): маасская - в долине р. Маас, в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер и Николай из Вердена) рейнская с Кельном во главе (мастера монахи Эйльбертус и Фридерикус) школа лиможской эмали. Европейские Эмаль (покрытие) в основном украшавшие церковную утварь, органически связаны с убранством соборов, витражами. С конца 14 - в начале 15 вв. в технике Эмаль (покрытие) выполнялись предметы светского характера. Глухие и непрозрачные Эмаль (покрытие) сменяются прозрачными Эмаль (покрытие) по гравировке с введением золотых линий и накладок. В 18 в. на первый план выдвинулись эмалевая портретная миниатюра и живопись, стилистически близкие станковой живописи. Трудоёмкая техника Эмаль (покрытие) пришла в упадок в 19 в. и возродилась лишь в эпоху господства стиля «модерн» в Париже, Брюсселе, Вене - изготовление украшений, табакерок, вееров в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и пр. (К. Поплен, Р. Лалик, П. Грандом). В Китае Эмаль (покрытие) известны с 7 в., получили большое развитие в 14-17 вв. Эмаль (покрытие), украшающие детали холодного оружия, коробочки, табакерки и т. п. символическими растительными мотивами, изображениями птиц и животных. На территории СССР Эмаль (покрытие) изготовлялись в 3 - 5 вв. в Приднепровье (браслеты, фибулы с красной, голубой, зелёной и белой Э). Сохранились перегородчатые Э Киевской Руси 11 в. Влияние Византии сказалось на русских перегородчатых Эмаль (покрытие) 12-13 вв. на серебре и золоте и средневековой грузинской Эмаль (покрытие) на золоте, отличавшейся от византийской Эмаль (покрытие) менее тонкой технической проработкой, от русских - более ярким цветом (Хахульский складень, 12 в., Музей искусств Грузинской ССР, Тбилиси). В 16-17 вв. у московских мастеров получила распространение Эмаль (покрытие) по скани - прозрачная многоцветная Эмаль (покрытие) густых насыщенных тонов на золотых изделиях (мастера Оружейной палаты И. Попов и др.), по сюжетам и орнаментике близкая украшению рукописей того же времени. В 17 в. в Сольвычегодске расцвело искусство расписной Эмаль (покрытие) («усольской»). Развитие расписной Эмаль (покрытие) по меди удешевило эмалевые изделия и расширило круг предметов, украшенных Эмаль (покрытие) (помимо культовых предметов, ларцы, чарки, коробочки для румян, флаконы, ложки и т. д.). В 18-19 вв. в Ростове Великом изготовлялись иконы и другие изделия в технике расписной Эмаль (покрытие) В 18 в. развилась эмалевая портретная миниатюра (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, И. П. Рефусицкий, живописец А. П. Антропов). М. В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов; был учрежден эмальерный класс в петербургской АХ (впервые упомянут в 1781). В конце 19 - начале 20 вв. изделия с Эмаль (покрытие) изготовляли фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Грачева.

  В СССР выпускают изделия с расписной Эмаль (покрытие), с Эмаль (покрытие) по скани, по гравировке, штампованному рельефу и др. Крупным центром производства Эмаль (покрытие) является фабрика «Ростовская финифть» (в Ростове-Ярославском), продолжающая идущую с 18 в. традицию живописной Эмаль (покрытие) (броши, пудреницы, коробочки), в основном с декоративными цветочными композициями, а также сюжетными миниатюрами (мастера А. М. Кокин, В. В. Горский, И. И. Солдатов, В. Г. Питслин и др.).

 

  Лит.: Технология эмали и эмалирование металлов, 2 изд., М., 1965; Петцольд А., Эмаль, пер. с нем., М., 1958; Солнаев С. С., Туманов А. Т., Защитные покрытия металлов при нагреве, М., 1976; Пупарев А. А., Художественная эмаль, М., 1948; Разина Т. М., Русская эмаль и скань. М., 1961; Макарова Т. И., Перегородчатые эмали Древней Руси, М., 1975; Постникова-Лосева М. М., Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI - XIX вв., М., 1974; Burger W, Abendländische Schmelzarbeiten, В., 1930; Medding-Alp E., Rheinische Goldschmiedekunst in ottonischer Zeit, Koblenz, [1952]; Hasenohr K., Email, Dresd., 1955.

Декоративное блюдо. Эмаль. 16 в. Франция. Эрмитаж. Ленинград.
Декоративное блюдо. Эмаль. 16 в. Франция. Эрмитаж. Ленинград.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Эмаль (покрытие)"

Эмалирование | Буква "Э" | В начало | Буквосочетание "ЭМ" | Эмаль (зубная)


Статья про слово "Эмаль (покрытие)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 5522 раз


Интересное