БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
СанкхьяОпределение "Санкхья" в Большой Советской ЭнциклопедииСанкхья (санскр., буквально — число, перечисление, расчёт), одна из шести древнеиндийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем Санкхья основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В этом она объединяется с ньяей, вайшешикой и йогой и противостоит веданте и мимансе. Основателем Санкхья по традиции считается Капила (7 в. до н. э.); сочинения его и его учеников до нас не дошли. Сохранившиеся источники Санкхья относятся к 1-му тыс. н. э.; древнейший из них — «Санкхья-карика» Ишваракришны, из других текстов наиболее авторитетны «Санкхья-карика-бхашья» Гаудапады, «Таттвакаумуди» Вачаспати и «Санкхья-сара» Виджнянабхикшу. Исходный пункт метафизики Санкхья — учение о наличии следствия в причине; следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит Санкхья к поиску первопричины, не связанной непременно с богом-демиургом, и к теории эволюции-инволюции в объяснении мира. Философия Санкхья в целом носит дуалистический характер. Санкхья признаёт две изначальные реальности — пракрити (материальная первопричина) и пуруша («я», дух, сознание). Пракрити вечна, вездесуща, независима, активна, но лишена сознания; она — единство противоположностей, основа существования любых объектов; состоит из трёх гун (субстанций-сил), находящихся в равновесии. Пуруша пассивен, но обладает сознанием. При соприкосновении пуруши с пракрити исконное равновесие гун нарушается; в недрах пракрити начинается волнение, гуны дифференцируются с тем, чтобы, соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объектов. Первый продукт эволюции — махат, «великое единство», основа всего материального, он же — буддхи, тонкая субстанция всех умственных процессов, интеллект, сознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает второй продукт эволюции — аханкара («моё», «я»), принцип индивидуального, самосознающего. В зависимости от преобладания той или иной гуны из аханкары возникают 5 органов восприятия, 5 органов действия, манас (ум как орган познания и действия), 5 тонких элементов (потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых, в свою очередь, возникают 5 материальных элементов — акаша (эфир), воздух, огонь, вода, земля.
Близко буддизму учение о страдании как сущности всякого телесного бытия и об освобождении от страдания путём возврата к собственному «я» через познание различий между «я» и «не-я» (тело, чувства, ум), между пурушей (познающим) и пракрити (познаваемым); разъединение их приводит к прекращению эволюции (свёртыванию, инволюции), к выходу из круговорота рождений и смертей (сансара). Санкхья оказала влияние на другие системы индийской мысли и явилась философской основой йоги.
Лит.: Чаттерджи Санкхья, Датта Д., Древняя индийская философия, пер. с англ., М., 1954; Радхакришнан Санкхья, Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Garbe R., Die Samkhya-Philosophie, 2 Aufl., Lpz., 1917; Keith A. B., The Samkhya System, Calc., 1918; Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v. 1, Camb., 1922; Johnston Е. H., Early Samkhya, L., 1937; Frauwallneг Е., Zur Erkenntnislehre des klassischen Samkhya-Systems, «Wiener Zeitschrift für die Kunde Süd-Ostasiens», 1958, Bd 2; Buitenen J. A. B., Studies in Samkhya, I—III, «Journal of American Oriental society», 1956—57, v. 76—77.
Статья про "Санкхья" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 461 раз |
TOP 20
|
|||||||