Гармония (музык.)

Определение "Гармония (музык.)" в Большой Советской Энциклопедии


Гармония, выразительные средства музыки, основанные на объединении музыкальных звуков в созвучия и последованиях созвучий в условиях лада и тональности. Важнейшее значение в Гармония (музык.) имеют аккорды - созвучия, звуки которых расположены или могут быть расположены по терциям. Терцовое построение аккордов опирается на естественные акустические предпосылки, в первую очередь на натуральный звукоряд (порой применяются и др. принципы построения аккордов, например квартовый). В последованиях аккордов выявляются их ладовые функции (см. Функции ладовые)-, некоторые воспринимаются как устойчивые (центральный аккорд лада, определяющий тональность, тоника), другие - как неустойчивые (группы доминанты и субдоминанты). Логика ладофункционального движения сочетается в последованиях аккордов с естественностью движения составляющих их голосов (голосоведение). Аккорды и их последования не только подчиняются ладофункциональным закономерностям, но и обладают своими колористическими (фоническими) качествами. Однако выразительность Гармония (музык.) зависит от всех элементов музыкального языка, и в первую очередь от мелодии. Со своей стороны, Гармония (музык.) влияет на восприятие мелодии (см. Гармонизация). Гармония (музык.) участвует в созидании музыкальной формы. В построении различных форм существенно значение многих гармонических средств, например каденций, модуляций, соотношения и последования тональностей.



Особенности гармонического языка составляют один из компонентов музыкального стиля - как стиля творчества какого-либо композитора, так и стиля, понимаемого в качестве более широкой музыкально-исторической категории.


Истоки Гармония (музык.) профессиональной музыки лежат в народном музыкальном искусстве. С течением времени Гармония (музык.) постепенно и всесторонне обогащается. При этом эволюция разных сторон Гармония (музык.) происходит неодинаковыми темпами. Так, развитие в области аккордики протекает быстрее, чем в области ладовых функций. Необходимым условием существования Гармония (музык.) на всех этапах её развития остаётся лад, проявления которого гибки, широки и изменчивы. Примерно с начала 17 в. наблюдался значительный прогресс в области Гармония (музык.) Важнейший этап развития Гармония (музык.) связан с музыкой венских классиков. В особенности пышный расцвет Гармония (музык.) переживает в 19 в. Это время ознаменовалось гармоническими нововведениями Л. Бетховена и композиторов-романтиков, выдвижением национальных музыкальных школ, в частности русской музыкальной классики. Одна из ярких глав эволюции Гармония (музык.) - музыкальный импрессионизм. Современный период развития Гармония (музык.) характеризуется своими достижениями, в частности в современной музыке.


Учение о Гармония (музык.) представляет собой один из основных разделов музыкознания. Основополагающее значение для этого учения, в современном понимании, имели труды Ж. Ф. Рамо, а в последующее время - Х. Римана, Э. Курта и др. В нашей стране ещё до появления трудов Римана большой вклад в разработку учения о Гармония (музык.) внесли П. И. Чайковский и Н. Л. Римский-Корсаков. Многое здесь сделано и в сов. время. Важнейшим направлением в учении о Гармония (музык.) является ладофункциональная теория (см. Функциональная школа). Гармония (музык.) как учебный предмет входит в основу профессионального музыкального образования.


Лит.: Чайковский П., Руководство к практическому изучению гармонии, Полн. собр. соч., т. Ill а, М., 1957; Римский-Корсаков Н., Практический учебник гармонии, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960; Риман Гармония (музык.), Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, пер. с нем., М., 1896; Катуар Гармония (музык.), Теоретический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1924-25; Шевалье Л., История учений о гармонии, пер. с франц.. М., 1932; Учебник гармонии, М., 1969; Тюлин Ю. и Привано Н., Теоретические основы гармонии, 2 изд., М., 1965; их же. Учебник гармонии, 2 изд., М., 1964; Берков В., Гармония. Учебник, 2 изд., М., 1970; Скребков С., Гармония в современной музыке, М., 1965; Rameau I. Ph., Traite de l"harmonie reduite á ses principes naturels, N. Y., [1965]; Koechlin Ch., Traite de l"harmonie, т. 1-3, P., 1928-30.
В. О. Берков.




"БСЭ" >> "Г" >> "ГА" >> "ГАР" >> "ГАРМ"

Статья про "Гармония (музык.)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 574 раз
Коптим скумбрию в коробке
Яйца в кляре

TOP 20