Евангелия

Определение "Евангелия" в Большой Советской Энциклопедии


Евангелия (от греч. еuangélion, буквально — благая весть), раннехристианские сочинения, повествующие об Иисусе Христе. Евангелия разделяются на канонические, т. е. включённые церковью в состав Нового завета, и апокрифические (см. Апокрифы). Канонические Евангелия — один из главных источников христианского вероучения и культа. Церковь приписывает авторство Евангелия либо ученикам Христа, либо ученикам апостолов. Канонических Евангелия четыре: три из них (Марка, Матфея и Луки), рассказ которых в общих чертах совпадает, называются синоптическими (от греч. sýnopsis — совместное обозрение); четвёртое Евангелия, сильно отличающееся от синоптических, Евангелия Иоанна. Из синоптических Евангелия наиболее краткое — Марка. Евангелия Марка послужило источником для Евангелия Луки и Матфея. Помимо того, в Евангелия Матфея и Луки использованы не дошедший до нас памятник (условно называется в научной литературе Q, от нем. Quelle — источник), а также, вероятно, устная традиция. Согласно церковной традиции, Евангелия Иоанна — самое позднее из канонических, однако некоторые современные учёные (например, В. Хартке, ГДР) высказывают предположение, что в его основе лежит очень ранний текст (представлению о его относительной древности способствовало то обстоятельство, что именно это Евангелия содержит множество параллелей с текстами кумранских рукописей; см. Мёртвого моря рукописи). Вопрос о времени составления Евангелия спорен. Как церковная традиция, относящая Евангелия Марка к 40 н. э., так и точка зрения ряда исследователей (например, советского исследователя Р. Ю. Виппера), по которой Евангелия возникли после середины 2 в., неприемлемы. Из наличия в Евангелия некоторых намёков на иудейское восстание 66—70 следует, что Евангелия появились не ранее 70. Вместе с тем сохранился папирусный фрагмент Евангелия Иоанна, датируемый около 125. Скорее всего Евангелия складываются на рубеже 1—2 вв. (некоторые места из Евангелия использованы в Посланиях Игнатия, написанных в этот период; Евангелия Марка и Матфея упоминаются Папием, епископом Иерапольским, писавшим, вероятно, в 1-й четверти 2 в.). Место составления Евангелия также дискуссионно. Канонические Евангелия не являются переводом с арамейского и возникли за пределами Палестины; Евангелия Марка содержит значительное число латинизмов (христианский богослов рубежа 2—3 вв. Климент Александрийский считал, что оно было написано в Риме); возникновение Евангелия Матфея и Иоанна в научной литературе связывают обычно с Сирией (вопреки церковной традиции, относящей написание Евангелия Иоанна к Эфесу); запись Евангелия Луки относят к разным местам — от Кесарии до Рима. Авторы Евангелия неизвестны, а церковная традиция о них (в частности, приписывающая авторство Евангелия Иоанна «любимому ученику» Иисуса Христа, не названному по имени) не обоснована. Возможно, что составлению Евангелия предшествовали недошедшие записи так называемых логий (речений Иисуса Христа), которые могли быть составлены по-арамейски [среди апокрифических Евангелия, найденных в Хенобоскионе (АРЕ), имеется коптский перевод Евангелия Фомы: это Евангелия содержит только речения Христа (иногда не совпадающие с каноническим текстом), но никакого рассказа о его «земной биографии»]; «предъевангелие», состоявшее из логий, постепенно обросло повествованием о деятельности Иисуса, о творимых им чудесах.



В Евангелия отразилось различие в тенденциях разных политических и этнических групп. В Евангелия Луки больше звучит осуждение богатых, в нём содержится притча о Лазаре с явной апологией нищеты, в Евангелия Матфея осуждение богатства значительно смягчено. Евангелия Матфея теснее связано с первоначальной еврейской средой, в которой складывалось христианство, тогда как Евангелия Луки избегает еврейской терминологии и обращено, по-видимому, к христианам, вышедшим из языческой среды. В Евангелия Иоанна, вероятно, нашли отражение некоторые идеи гностицизма, чуждые синоптическим Евангелия, оно во многом «рационализировано» — освобождено от многих грубых чудес, которыми изобилует рассказ синоптиков.


Научная критика выявила большое количество противоречий как между разными Евангелия (особенно между Евангелия Иоанна и синоптическими), так и внутри отдельных Евангелия Например, по Иоанну, проповедь Иисуса продолжалась 3—4 года, а по Марку — 1 год. Нагорную проповедь Иисус произносил, по Матфею, на горе, а по Луке — «на ровном месте». Противоречиво изложено и учение Иисуса. В Евангелия Матфея, с одной стороны, встречается утверждение: «Блаженны миротворцы», с другой — в уста Иисуса вложены слова: «Не мир пришёл я принести, а меч»; в том же Евангелия брак объявляется нерасторжимым («что бог сочетал, того человек да не разлучает»), вместе с тем обещается «жизнь вечная» тому, кто оставит жену во имя Христа. Если в Евангелия Луки выражены социальные требования бедноты — блаженство обещается «нищим» (в русском переводе текст искажён: дано «нищие духом») и «алчущим», то в соответствующих местах Евангелия Матфея идёт речь о «нищих духом» и «алчущих и жаждущих правды», т. е. проблема перенесена в плоскость чисто духовной программы совершенствования. Критики отметили также ошибки авторов Евангелия, касающиеся природы, быта и общественных институтов Палестины (например, упоминание Лукой двух первосвященников — Анны и Каиафы в Иерусалиме, в то время как у иудеев мог быть только один первосвященник).


В Евангелия нашли яркое выражение идеи непротивления злу, призыв к смирению. Ими пронизана Нагорная проповедь Иисуса (в Евангелия Матфея и Евангелия Луки): «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...», «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать» и т.п. Евангелия сулят великую награду на небесах всем гонимым и притесняемым на земле.


Евангельская проповедь о непротивлении злу, о смирении и терпении, о загробном воздаянии блаженства за земные страдания постоянно использовалась господствующими классами для удержания трудящихся в повиновении. Вместе с тем евангельские призывы к бедности и простоте часто становились обоснованием критики господствующей церкви и социального неравенства.
Призывы Евангелия к смирению и терпению используются и ныне церковью буржуазных государств в интересах классового мира и укрепления устоев империализма.


Лит.: Крывелев И. А., Евангельские сказания и их смысл, М., 1959; Свенцицкая И. С., Запрещенные евангелия, М., 1965; Ленцман Я. А., Сравнивая евангелия, М., 1967; Кубланов М. М., Новый завет. Поиски и находки, М., 1969; Dibelius М., Die Formgeschichte des Evangeliums, 4 Aufl., Tübingen, 1961; Hartke W., Vier urchristliche Parteien und ihre Vereinigung zur apostolischen Kirche, Bd 1—2, В., 1961; см. также лит. при ст. Библия.
  А. П. Каждан.




"БСЭ" >> "Е" >> "ЕВ"

Статья про "Евангелия" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 948 раз
Коптим скумбрию в коробке
Кишки на гриле

TOP 20