Иллюстрация

Определение "Иллюстрация" в Большой Советской Энциклопедии


Агин А. А. Илл.к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя
Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение),
1) объяснение с помощью наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). 3) Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений. В строгом значении термина к Иллюстрация следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом (т. е. как бы участвующие в процессе чтения). Развитие искусства Иллюстрация в этом её значении тесно связано с историей книги. За пределами Иллюстрация как таковой остаются изобразительные интерпретации литературных текстов, не предназначенные непосредственно для оформления книги (таковы, например, иллюстрации Боттичелли к «Божественной комедии» Данте, О. Домье к «Дон-Кихоту» Сервантеса, В. А. Серова к басням Иллюстрация А. Крылова). Иллюстрация, входя в художественный организм книги, газеты, журнала, дополняется другими декоративными элементами оформления (заставки, концовки и инициалы), которые также могут составлять образный комментарий к тексту.


Анненков Ю. П. Илл. к «Двенадцать» А. А. Блока
Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами (см. Миниатюра), после изобретения книгопечатания и ксилографии Иллюстрация становится главным образом составной частью графики. Наиболее ранние ксилографические Иллюстрация появляются в Китае в 6—7 вв., получая особое распространение с 12 в. Китайская Иллюстрация (сохраняющая композиционные приёмы живописи) отличается выразительной лапидарностью изобразительного языка. В конце 16 в. в Китае возникает цветная гравюра на дереве; вплоть до 20 в. особой популярностью пользуются лубочные книжки-картинки. В Японии книжная графика возникает в начале 17 в. Расцвет японской ксилографической Иллюстрация приходится на 18 — начало 19 вв.; Моронобу, Харунобу, Утамаро, Хокусай с любовью передают в Иллюстрация (по отношению к которым текст часто играет подчинённую роль) всё бесконечное многообразие живого мира.



Ариосто Л. «Неистовый Роланд». Илл.
Европейская ксилографическая Иллюстрация, зародившаяся в 15 в. и первоначально тесно связанная с искусством миниатюры, становится важным средством для распространения религиозно-дидактических, а позднее гуманистических и реформационных идей. Ранние Иллюстрация вырезались на одной доске с текстом, а затем отдельно от неё и помещались вместе с набором; они отличаются лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта (особенно изысканны произведения итальянских ксилографов конца 15 — начала 16 вв.). В 16 в. в искусстве Иллюстрация растет стремление к передаче глубины пространства, бурных живописных эффектов.


Бакст Л. С. Фронтиспис к «Снежной маске» А. А. Блока
Крупнейшими мастерами Иллюстрация эпохи средневековья и Возрождения были М. Вольгемут, В. Плейденвурф, Й. Амман, А. Дюрер, Х. Бальдунг Грин, X. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший в Германии, У. Граф в Швейцарии, Я. Сварт, Лука Лейденский в Нидерландах, Б. Саломон, Ж. Дюве во Франции, Тициан в Италии. В 16—17 вв. возникают также и первые русские, украинские и белорусские ксилографические Иллюстрация С конца 16 в. в Иллюстрация преобладает техника гравирования на меди; Иллюстрация превращается в самостоятельную композицию, которую исполняли на отдельном листе и вклеивали в текст. Особое внимание уделяется фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки. 17 в. — период бурного расцвета научной Иллюстрация Среди мастеров Иллюстрация 17 в. — А. Темпеста, С. делла Белла в Италии, К. де Пассе, Ж. Калло во Франции, П. П. Рубенс во Фландрии, Р. де Хоге в Голландии, М. Мериан в Германии, В. Голлар в Чехии. В 18 в. связь Иллюстрация с книгой становится прочнее. Широкое распространение получает изысканная виньетка в духе рококо. Художники, тонко раскрывая взаимоотношения литературных персонажей, отбирают главные моменты повествования, выявляют их внутреннюю связь; развивается принцип иллюстративной серии (Ю. Гравло, Ж. М. Моро, Ш. Эйзен, Ф. Буше, О. Фрагонар во Франции, Д. Н. Ходовецкий в Германии, У. Хогарт в Англии, Дж. Б. Пьяццетта в Италии). Замечательные образцы естественнонаучной Иллюстрация создают в начале 19 в, Т. Бьюик в Англии и Дж. Одюбон в США. На рубеже 18—19 вв. появляются более гибкие и дешёвые изобразительные средства — торцовая гравюра на дереве («политипаж») и литография; для 19 в. характерны как законченная Иллюстрация — композиции на отдельных листах, так и беглые наброски в тексте. Остро сатирической злободневностью отмечены Иллюстрация мастеров, тесно связанных с журнальной графикой (О. Домье, П. Гаварни, Ж. Иллюстрация Гранвиля во Франции). У художников-романтиков (У. Блейк, Э. Калверт в Англии, Э. Делакруа, Ж. Жигу во Франции, Л. Рихтер в Германии) Иллюстрация проникновенно воссоздают эмоциональную атмосферу произведения, основываясь на широком диапазоне чувств: от мистической экзальтации (У. Блейк) до добродушного, фольклорного юмора (Л. Рихтер). Внимательно интерпретируют произведения литературы иллюстрации Г. Доре во Франции, А. Менцеля в Германии, X. К. Брауна (Физа) и Дж. Крукшанка в Англии, Ф. П. Толстого, Г. Г. Гагарина и А. А. Агина в России. В конце 19 в. неограниченная свобода репродуцирования любого изображения (появилась фотомеханическая репродукция) резко увеличила возможности иллюстраторов, породив многообразие её техник, но в то время станковый характер многих Иллюстрация приводил к частой утрате единства Иллюстрация и книги в целом. К достижению синтетического единства Иллюстрация со шрифтом и орнаментальными элементами оформления стремился в Англии У. Моррис (совместно с У. Крейном). Изысканно-декоративная стилизация и тонкое ощущение плоскости листа присущи художникам, работавшим в духе «модерна» и национально-романтических течений: О. Бёрдсли в Англии, Е. Д. Поленовой, В. М. Васнецову, Иллюстрация Я. Билибину в России. Проблемы декоративной связи Иллюстрация и книги, эмоциональной выразительности Иллюстрация решали в России мастера «Мира искусства»: А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере; их Иллюстрация стилистически соответствуют литературному тексту, изображаемой эпохе. К значительным достижениям искусства Иллюстрация конца 19—20 вв. принадлежат также произведения Т. Стейнлена, Д. Вьержа во Франции; М. А. Врубеля, Л. О. Пастернака, Д. Н. Кардовского в России; П. Хотарта в Англии; Р. Кента в США. Большое место в 20 в. занимает сугубо личная интерпретация художником литературного текста; Иллюстрация часто становится его вольным ассоциативным аккомпанементом, допускающим многозначность его толкования (иллюстрации М. Дени, А. Майоля, Р. Дюфи, А. Матисса, П. Пикассо во Франции, Ф. Мазереля в Бельгии, X. Эрни в Швейцарии, Р. Гуттузо в Италии, А. Кубина в Австрии).


Билибин И. Я. Илл. к «Сказке о Золотом петушке»
Советская книжная Иллюстрация играет важную роль как одно из средств идейного и эстетического воспитания, 1920-е гг. для советской Иллюстрация — период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А. Иллюстрация Кравченко), рисунка (В. М. Конашевич, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности в Иллюстрация (А. М. Родченко и др.), время поисков предметно-визуального единства Иллюстрация и книги. С 1920-х гг. развивается и многокрасочная Иллюстрация детской книги. Для Иллюстрация 1930 — начала 1950-х гг. характерно стремление к передаче специфики психологической стороны повествования, к реалистической достоверности образов, к созданию многолистной серии (Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов, Кукрыниксы, Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский); Иллюстрация (угольный или карандашный рисунок, литография) сближается со станковой графикой. Необычайно разнообразна советская Иллюстрация 2-й половины 1950 — 1960-х гг., следующая лучшим традициям предшествующих лет. Многочисленные Иллюстрация к произведениям русской, советской, иностранной, а также детской литературы создают Д. С. Бисти, Ю. А. Васнецов, О. Г. Верейский, А. Д. Гончаров, В. Н. Горяев, Н. В. Кузьмин, А. М. Каневский, М. Иллюстрация Пиков в РСФСР, В. Иллюстрация Касиян на Украине, С. С. Кобуладзе в Грузии, Е. М. Сидоркин в Казахстане, Г. С. Ханджян в Армении, Л. А. Кучас в Литве и др.


«Брак поневоле» Мольера. Илл. Ф. Буше
Интересны и разнообразны достижения иллюстраторов социалистических стран (А. Вюрца в Венгрии, В. Клемке, X. Бальцера, Иллюстрация Хегенбарта в ГДР, Э. Липиньского, Т. Кулисевича, Ю. Червиньского в Польше, Иллюстрация Лады, Иллюстрация Трнки в Чехословакии).


Брант С. «Корабль дураков». Илл.
Лит. ;Тынянов Ю. Н., Иллюстрации, в его кн.: «Архаисты и новаторы», Л., 1929: Кузьминский К. С., Русская реалистическая иллюстрация XVIII—XIX вв., М., 1937; Чегодаев А. Д., Пути развития русской советской книжной графики, М., 1955; Дмитриева Н. А., Изображение и слово, М., 1962; Сидоров А. А., История оформления русской книги, М., 1964; Гончаров А. Д., Художник и книга, М., 1964; Искусство книги, в. 1—6, М., 1960—70; Bland D., A history of book illustration, Cleveland — N. Y., 1958; Lewis V., The twentieth century book, L., 1967.
  Г. Л. Демосфенова.



Браун Х. Н. (Физ). Илл. к «Николас Никльби»
«Дон-Кихот». Илл. Г. Доре
Иван Фёдоров и Пётр Тимофеев Мстиславец. Фронтиспис к «Апостолу»
Кардовский Д. Н. Илл. к «Невский проспект» Н. В. Гоголя
Кент Р. Илл. к «Моби Дик, или Белый кит»
Кравченко А. И. Илл. к «Легенде об Уленшпигеле» Ш. де Костера
Кузьмин Н. В. Илл. к «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя
Макунайте А. Илл. к «Сказке» П. Цвирки
Матисс А. Илл. к «Стихам» С. Малларме
Менцель А. Илл. к Г. Клейсту «Разбитый кувшин»
Моррис У. и Крейн У. Илл. к «Истории сверкающей долины»
Пикассо П. Илл. к «Лисистрате» Аристофана
Произведения Горация. Илл. Н. Пуссена
Толстой Ф. П. Илл. к «Душеньке» И. Ф. Богдановича
Фаворский В. А. Илл. к «Руфь»

"БСЭ" >> "И" >> "ИЛ" >> "ИЛЛ"

Статья про "Иллюстрация" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 673 раз
Бургер двойного помола
Куриный суп

TOP 20