БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
КомедияОпределение "Комедия" в Большой Советской ЭнциклопедииКомедия (от греч. komodía), вид драмы, исполненный комического пафоса (см. Комическое). Термин «Комедия» означал первоначально в Древней Греции весёлые песни (от komos - весёлая процессия и ode - песня). Долгое время под Комедия подразумевалось произведение, полярное трагедии, с обязательным счастливым концом; его герои, как правило, были из низшего сословия. Во многих поэтиках, вплоть до классицизма (Н. Буало), Комедия определялась как «низший» жанр, а вся драма делилась на полярно соотнесённые Комедия и трагедию; такое членение осознанно было нарушено в литературе Просвещения признанием «среднего» жанра - так называемой мещанской драмы. В 19 в. и особенно 20 в. Комедия - весьма свободный разноликий жанр. Устремленный, прежде всего к обличению безобразного («недолжного», противоречащего общественному идеалу или норме), комедиограф претворяет его в смешные формы: герои Комедия внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению, «идее» - своей претензии, и этим выдаются в жертву смеху. Ослеплённость пороком (самовлюблённый урод) или иллюзорность сознания ставят комического героя ниже окружающей действительности или в разлад с ней, погружая его в «призрачную жизнь» (Гегель); её-то, как «антиидеал», как противоположность истинным общественным и человеческим ценностям, и развеивает смех, выполняя тем самым свою «идеальную» миссию. Диапазон комедийной критики чрезвычайно широк - от политической сатиры до лёгкого водевильного юмора. Однако даже в острой социальной Комедия («Горе от ума» А. С. Грибоедова) изображение человеческих страданий («мильон терзаний» Чацкого) допустимо лишь в определённой мере; иначе - сострадание вытесняет смех и Комедия преобразуется в жанр драмы («Дело» А. В. Сухово-Кобылина). Наряду с незримым честным «лицом» всякой Комедия - смехом, положительное начало нередко бывает представлено в ней и непосредственно, зримо; например: «благородный комизм» в образе Фигаро у П. Бомарше; богатство человеческих чувств в комическом образе Фальстафа в комедиях У. Шекспира, вольнодумство Чацкого. Характеры в Комедия обычно выписаны очень рельефно: акцентируется не эволюция, а статика характера, не полнота его проявлений, а осмеиваемые черты, что выражает часто человеческую ограниченность, «кукольность» комического персонажа. Многовековая история Комедия породила разнообразные жанровые разновидности, отличающиеся композиционно-сюжетным строением, структурой образов, характером комического пафоса: Комедия характеров, Комедия бытовая (нравов), Комедия положений, Комедия интриги, Комедия-буффонада, лирическая Комедия, героическая Комедия, сатирическая Комедия и др. Традиционными средствами создания комического эффекта в сюжете являются перемены от несчастья к счастью, «кви про кво» (одно вместо другого), узнавание и т.п. Комизм положений (особенно характерный для Комедия положений, основанной на хитроумной интриге, для водевиля и фарса) в большинстве классических Комедия (например, У. Шекспира, Комедия Гольдони, Н. В. Гоголя) сочетается с комизмом характеров (преобладающим в Комедия характеров; например, у Мольера или Грибоедова). Важнейшее средство комического эффекта - диалог, речевая комика (алогизм, несообразность с ситуацией, контраст с характером, пародия, ирония, а в новейшей Комедия - остроумие и игра парадоксами). «Отцом» Комедия считают Аристофана, создателя общественно-политической сатирической Комедия В греческой новоаттической (Менандр) и римской Комедия (Теренций, Плавт) в центре внимания - перипетии личной, частной жизни. Разновидности античной Комедия: римская ателлана, мим, народная Комедия и др. Театральное воплощение античной Комедия требовало гиперболы, карикатурности, буффонады; актёры выступали в масках, изображавших лица традиционных типов. В средние века смеховое начало окрашивает собой народные карнавалы и проникает в лоно религиозных жанров; рождаются фарс, интермедия, соти, фастнахтшпиль. В европейских литературах выделяются устойчивые типы Комедия: итальянская «учёная комедия» 16 в. и комедия дель арте, сценическая система которой подняла народную традицию на уровень высокого профессионализма и оказала сильнейшее влияние на дальнейшее развитие европейского театра; испанская Комедия «плаща и шпаги» (Лопе де Бега, Тирсо де Молина, П. Кальдерой), «высокая Комедия» французского классицизма. Богатством настроений проникнуты любовные Комедия Шекспира, выражающие излюбленную ренессансную идею о всеобщей и неодолимой власти Природы над человеческим сердцем. Переплетая комичное и трогательное, сближая комическое и трагическое, Шекспир одновременно сочетал смешное уродство с жизнерадостным весельем («Двенадцатая ночь»), с красотой цельных характеров («Укрощение строптивой»). Мольер синтезировал народную комику (фарс, комедия дель арте) с ренессансной «учёной Комедия», классицистский анализ характера («тип страсти») с живостью народного зрелища и, подняв идейность Комедия до трагического накала, создал жанр «высокой Комедия». Просветительская Комедия сочетала саркастическую насмешку с весельем и чувствительностью положительных героев (Бомарше, Гольдони). В 19 в. образцы сатирической «социально-учительной» Комедия создают русские реалисты: Грибоедов, Гоголь, Островский, Сухово-Кобылин, Л. Н. Толстой; их пьесы углубляют Комедия характеров и нередко соприкасаются с трагедией. Под воздействием просветительской, а затем Комедия критического реализма формируется русская реалистическая школа актёрского искусства (М. С. Щепкин, П. М. Садовский, С. В. Шумский и др.). Новые возможности Комедия (ослабление интриги, повышенный психологизм, более сложные характеры, интеллектуальные поединки) раскрываются в конце 19-начале 20 вв. (в «Комедия идей» Б. Шоу и «Комедия настроений» А. П. Чехова). В 20 в. Комедия отличается чрезвычайным разнообразием жанровых модификаций (в том числе социально-обличительные комедии Б. Нушича, Б. Брехта, Ш. О"Кейси), вплоть до трагикомедии (Л. Пиранделло, Ж. Ануй) и трагифарса (Э. Ионеско), а также многообразием театр, форм и приёмов выразительности. Советская комедиография представлена многими жанровыми разновидностями. Продуктивен жанр социально-бытовой Комедия, сочетающей сатирические и драматические мотивы и наследующей образно-стилевой строй реалистической классики 19 в. (Б. С. Ромашов, М. М. Зощенко, А. Е. Корнейчук, Л. М. Леонов; позже - С. В. Михалков, А. Д. Салынский, Ю. Смуул и др.). Популярен жанр «весёлой», или лирической, Комедия, использующей водевильные приёмы; её образцами остаются «Квадратура круга» В. П. Катаева и «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина. В существенно ином, условно-гротескном стиле созданы «сценические карикатуры» В. В. Маяковского «Клоп» и «Баня». Для условно-гротескного комедийного стиля характерно нарушение бытовой достоверности, крайнее заострение комических ситуаций (эксцентризм) и образов (гипербола, пародия, буффонада), символические и фантастические элементы, обнажение условности и т.д. Ряд черт гротескного стиля сложился в сатирическом фарсе Н. Р. Эрдмана «Мандат», в пьесах М. А. Булгакова. Своеобразный театр комической аллегории и сатирического символа создали Комедия-сказки Е. Л. Шварца, включающие и светлую лирику (даже самые остросатирические Комедия: «Дракон» и «Голый король»). Многокрасочна струя комического в ряде пьес Н. Ф. Погодина (например, «Темп», «Аристократы» и др.); комическое в них переплетается с романтическим, а патетика облекается в юмор. Комическое начало в драме вообще весьма распространено в советской драматургии, в том числе, например, во многих пьесах В. С. Розова («В добрый час!», «В поисках радости», «Перед ужином»), А. М. Володина («Назначение»), Л. Г. Зорина. Героическую Комедия представляет «Давным-давно» А. Комедия Гладкова, социально-бытовую - пьесы А. В. Софронова. Советская Комедия многонациональна; различные по жанру Комедия, получившие признание за пределами республик, созданы А. Е. Корнейчуком, И. Комедия Микитенко, В. П. Минко (Украина), Комедия Крапивой, А. Е. Макаёнком (Белоруссия), Ю. Смуулом (Эстония), А. Каххаром (Узбекистан), С. Рахманом (Азербайджан), М. Г. Бараташвили (Грузия), Д. Комедия Демирчяном (Армения) и др.
Лит.: Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Гегель, Соч., т. 14, М.,1958, с. 366-69; Булгаков М. А., Жизнь господина де Мольера, М., 1962; Аникст А. А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, М., 1967; Пинский Л., Комедии и комическое начало у Шекспира, в кн.: Шекспировский сборник, М., 1967; Волькенштеин В., Драматургия, 5 изд., М., 1969.
Статья про "Комедия" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 823 раз |
TOP 20
|
|||||||