БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Литография

Значение слова "Литография" в Большой Советской Энциклопедии


Литография (от лито и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением
Е. А. Кибрик. Илл. к повести Роллана «Кола Брюньон». 1934—36.
с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании таким способом. Литография явилась прообразом плоской печати. Печатной формой в Литография служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на которую нанесено изображение жирной тушью (кистью или пером) или литографским карандашом. Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного на спец. литографской бумаге — корнпапире. После химической обработки камня, последовательного нанесения на поверхность формы воды и затем краски производится печатание.

  Литография изобретена в 1798 в Германии А. Зенефельдером; им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. В 19 в. Литография широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и т. д. Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков — на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги, модификации Литография: автолитография, хромолитография, фотолитография, олеография, литогравюра, альграфия и др. В 30-е гг. 20 в. Литография стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью. Потеряв своё промышленное значение, Литография остаётся станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография.

  Д. П. Татиев.

  Специфический язык художественной Литография оформился в 1820-х гг. во Франции под влиянием романтизма. К Литография обращаются живущие здесь испанец Ф. Гойя и англичанин Р. П. Бонингтон, анималистические и жанровые серии исполняет Т. Жерико, ряд художников (Н. Т. Шарле, О. Раффе) посвящает свои листы эпизодам наполеоновских войн, появляются литографы-портретисты (А. Девериа) и авторы историко-жанровых сцен (Э. Изабе). Широкое распространение во Франции, а также в Англии получает видовая Литография Крупнейшим мастером романтической Литография был Э. Делакруа, выполнивший несколько иллюстративных серий по мотивам произведений И. В. Гёте и У. Шекспира; для его техники характерны процарапывание фона, резкие контуры, тонкие растушовки. Наиболее распространённым жанром раннего периода истории Литография была карикатура нравов (А. Монье, Литография Буальи), которая после Июльской революции 1830 сменяется политической и социальной карикатурой (Гранвиль, Ш. Ж. Травьес, А. Г. Декан). Публицистическая заострённость образов, виртуозное использование особенностей техники отличают литографические серии О. Домье, виднейшего мастера Литография середины 19 в., оказавшего значительное воздействие на её дальнейшее развитие, В области бытовой карикатуры работали многие мастера Литография, из которых выделяются П. Гаварни и А. Шам. В Германии особенная жизненная убедительность характерна для листов А. Менцеля. Литография занимает большое место в творчестве многих латиноамериканских художников 1-й половины 19 в. — представителей костумбризма. В России в 1-й половине 19 в. техника Литография привлекает крупных графиков и живописцев — А. О. Орловского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова и его учеников, К. П. Брюллова и др. В 1820—30-е гг. интерес русских художников обращен преимущественно к пейзажу (С. Ф. Галактионов, А. П. Брюллов, А. Е. Мартынов, К. П. Беггров). В середине 19 в. появляются жанровые литографии (И. С. Щедровский) и нравственно-сатирические листы (М. Литография Невахович и В. Ф. Тимм); их традиции продолжают во 2-й половине 19 в. мастера иллюстрации и бытовой карикатуры П. М. Шмельков, П. М. Боклевский, А. И. Лебедев и др.

  С 1840-х гг. в искусстве Литография заметен известный упадок, связанный с вытеснением её из журналов и заменой торцовой ксилографией. Новый подъём искусства Литография происходит с кон. 1860-х гг. Во Франции Э. Мане находит новые художественные возможности Литография, полнее выявляя фактуру материала; к Литография часто обращаются в этот период мастера импрессионизма — О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявляется также в немецкой (Литография Коринт, М. Либерман, М. Слефогт) и американской (Дж. Уистлер) Литография В конце 19 в. заметный след в Литография оставляют символизм и стиль «модерн (О. Редон, Э. Карьер во Франции; Ф. Ропс в Бельгии; Э. Мунк в Норвегии). Особое место в Литография на рубеже 19—20 вв. занимает цветной эстамп, часто используемый в афише (А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр во Франции), Традиции Домье продолжаются в социально-критических листах Ж. Литография Форена и Т. Стейнлена во Франции, Ф. Брэнгвина в Англии, К. Кольвиц в Германии, В России в последней трети 19 в. новый интерес к Литография проявился в основном в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценках И. Е. Репина, портретах В. А. Серова. С кон. 1900-х гг. в области литографического пейзажа работают К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов, в 1910-е гг. с литографиями и литографированными книгами выступают Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.

  После 1-й мировой войны 1914—18 ряд серий и отдельных листов, выражавших резкий социальный протест, создают немецкие экспрессионисты — М. Бекман, Ж. Грос, Э. Барлах; в 30-е гг. активная антифашистская направленность характерна для литографий Кольвиц. В 20 в. Литография становится очень разнообразной в своих выразительных возможностях. Она включает в себя всю широту интонаций — от тонкого лиризма и глубоко философских образов до публицистической страстности в пропаганде освободительных идей. К Литография обращались и обращаются крупные мастера 20 в.: А. Матисс, П. Пикассо и М. Шагал во Франции, О. Кокошка в Австрии, Х. Эрни в Швейцарии, Х. Т. Рихтер в ГДР, О. Дикс в ФРГ, Ф. Топольский в Великобритании, М. Швабинский в Чехословакии, Г. Мукки в Италии, Д. Сикейрос, П. О"Хиггинс в Мексике и многие др. Советская Литография представлена творчеством М. В. Добужинского (образы Петрограда), В. А. Ватагина (анималистические сюжеты), Г. С. Верейского (портреты), А. П. Остроумовой-Лебедсвой и П. В. Кузнецова (пейзажи), В. В. Лебедева (ню), Б. М. Кустодиева, Е. И. Чарушина, М. С. Родионова, К. И. Рудакова, Е. А. Кибрика и В. М. Конашевича (книжные иллюстрации) и др.

 

  Лит.: Фридлендер М., Литография. Пер. с нем. С приложением очерка — Воинов В. В., Литография в России, Литография, 1925; Коростин А. Ф., Начало литографии в России, М., 1943; его же, Русская литография XIX в., М., 1953; Суворов П. И., Искусство литографии, 3 изд., М., 1952; [Герценберг В. Р.], Современный советский эстамп, М., 1960; Флекель М. И., Искусство и полиграфия, М., 1963; Никанчикова Е. А., Попова А. Литография, Технология офсетной печати, М., 1966; 50 лет советского искусства. Графика. [Альбом], М., [1966]; Fennel Е. R., Lithograph and lithographers, L., 1915; Mayer R., Die Lithographie. Eine Einführung, Dresd., [1955].

  Е. С. Левитин.

Е. А. Кибрик. Илл. к повести Роллана «Кола Брюньон». 1934—36.
Е. А. Кибрик. Илл. к повести Роллана «Кола Брюньон». 1934—36


О. Домье. «Мусорщик». Из серии «Цыгане Парижа» (1842).
О. Домье. «Мусорщик». Из серии «Цыгане Парижа» (1842


А. де Тулуз-Лотрек. Афиша «Жанна Авриль». Цветная литография. 1893.
А. де Тулуз-Лотрек. Афиша «Жанна Авриль». Цветная литография. 1893


И. С. Щедровский. «Игра в карты». Из альбома «Вот наши! с натуры». 1846. Цветная литография.
И. С. Щедровский. «Игра в карты». Из альбома «Вот наши! с натуры». 1846. Цветная литография


А. Матисс. Иллюстрация к «Стихам о любви» Ронсара. 1948.
А. Матисс. Иллюстрация к «Стихам о любви» Ронсара. 1948


В. М. Конашевич. «В Старой Сивилье». Из альбома «Павловский парк». 1922. Цветная литография.
В. М. Конашевич. «В Старой Сивилье». Из альбома «Павловский парк». 1922. Цветная литография


П. О’Хиггинс. «Староста деревни». 1953.
П. О’Хиггинс. «Староста деревни». 1953


Е. И. Чарушин. «Тетерева на дереве». 1935. Цветная литография.
Е. И. Чарушин. «Тетерева на дереве». 1935. Цветная литография


Г. С. Верейский. Портрет К. А. Сомова. Из альбома «Портреты русских художников». 1922.
Г. С. Верейский. Портрет К. А. Сомова. Из альбома «Портреты русских художников». 1922


А. Менцель. «Игра в серсо». 1830-е гг.
А. Менцель. «Игра в серсо». 1830-е гг


Н. С. Гончарова. «Галльский петух». Из серии «Мистические образы войны». 1914.
Н. С. Гончарова. «Галльский петух». Из серии «Мистические образы войны». 1914


П. Пикассо. «Женщина в кресле». 1949.
П. Пикассо. «Женщина в кресле». 1949


К. И. Рудаков. Илл. к рассказу Мопассана «Пышка». 1935.
К. И. Рудаков. Илл. к рассказу Мопассана «Пышка». 1935


К. Ф. Богаевский. Из альбома «Пейзажи Киммерии». 1923. Цветная литография.
К. Ф. Богаевский. Из альбома «Пейзажи Киммерии». 1923. Цветная литография


Литография. К. П. Беггеров. «Вид арки Главного штаба». С рисунка А. Канеппи. Из серии «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» (1821—23).
Литография. К. П. Беггеров. «Вид арки Главного штаба». С рисунка А. Канеппи. Из серии «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» (1821—23


Т. Стейнлен. «Стачка». 1898.
Т. Стейнлен. «Стачка». 1898


Э. Делакруа. Иллюстрация к «Гамлету» Шекспира. 1843.
Э. Делакруа. Иллюстрация к «Гамлету» Шекспира. 1843


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Литография"

Литогенез | Буква "Л" | В начало | Буквосочетание "ЛИ" | Литология


Статья про слово "Литография" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 9671 раз


Интересное