Оформительское искусство

Определение "Оформительское искусство" в Большой Советской Энциклопедии


Аалто А. Х. Х. Павильон Финляндия на Всемирной выставке (Нью-Йорк)
Оформительское искусство, область декоративного искусства; праздничное (то есть временное) оформление улиц, площадей, производственных территорий, а также оформление витрин, демонстраций, народных празднеств, физкультурных выступлении и парадов, различного рода экспозиций. Оформительское искусство, пользующееся выразительными средствами архитектуры, скульптуры, живописи, графики, театра (см. «Массовое действо»), киноискусства и светотехники, позволяет создавать наиболее массовые образцы синтеза искусств. Взаимодействуя с архитектурой, Оформительское искусство, в отличие от последней, обычно заключает в себе программное, наглядно-агитационное содержание. Оформительское искусство родственно театрально-декорационному; но если в традиционном театре декорации и другие элементы спектакля воспринимаются извне, с одной точки (из зрительного зала), то в Оформительское искусство зритель обычно находится внутри многопланового пространства (например, выставки) или же сам становится участником художественно решенного действия (демонстрация). Если монументальное искусство отражает дух эпохи в наиболее обобщённых, в известной мере непреходящих образах и создаётся из «вечных» материалов (камень, металл, смальта и т. д.), то Оформительское искусство- это быстрая, нередко публицистически-острая реакция на сегодняшний день, в которой плакатный лаконизм образов сочетается с лёгкостью материалов, мобильностью конструкций, остротой пространственных и цветовых решений. Произведения Оформительское искусство, как правило, не создаются с расчётом на типовое воспроизведение.


Бальдессари Л. и Фонтана Л. Торгово-промышленная выставка (Милан)
Истоки Оформительское искусство лежат в религиозных ритуалах древности, празднествах, посвященных солнцу, приходу весны и т. п., древнегреческих процессиях, древнеримских триумфах. Оформление средневековых массовых действ - карнавалов и религиозных процессий - часто становилось ярким проявлением народной художественной культуры. Если в средние века эстетическое единство произведений Оформительское искусство складывалось более или менее стихийно, то с эпохи Возрождения усиливается организующая роль оформителя (обычно живописца или архитектора), подчиняющего театрализованное действо целостному художественному замыслу (в области Оформительское искусство работали такие мастера, как Леонардо да Винчи, И. Джонс, П. П. Рубенс). В 15-18 вв. Оформительское искусство, развивавшееся в рамках исторических стилей (ренессанс, маньеризм, барокко), было важнейшей составной частью придворных феерий и триумфальных шествий (в России появившихся при Петре I). Широко используя декоративную живопись и скульптуру, фейерверки, различные механические трюки, художники-оформители этого периода нередко стремились с помощью аллегорий и эмблем создать жизнеутверждающие, проникнутые светским духом образы. В церемониях Великой французской революции (Ж. Л. Давид и др.) и празднествах Парижской Коммуны 1871 Оформительское искусство выступало как средство наглядной политической агитации, обращенной к народным массам. Роль техники максимально возрастает в Оформительское искусство 20 в., когда всё чаще применяются аудио-визуальные методы воздействия на зрителя (например, кино), фотографии и фотомонтажи, светокинетические конструкции. Особое внимание уделяется совершенствованию методов музейной и выставочной экспозиции: мастера Оформительское искусство активизируют зрительное восприятие, оттеняя наиболее важные в образном отношении черты экспоната. Если официальное Оформительское искусство капиталистических стран, чаще всего применяемое для коммерческой рекламы, насыщено штампами «массовой культуры», то прогрессивные общественные организации и партии используют его для борьбы за мир, социальный прогресс и демократию.



Ван де Велде Х. К. и фон Хофман Л. Выставка (Дрезден)
Советское Оформительское искусство возникло в первые дни Великой Октябрьской социалистической революции, что свидетельствовало о поисках форм, которые утверждали бы пафос героического подъёма масс, в общедоступной форме раскрывая всемирно-исторический смысл происходящих событий. Оформительское искусство объединило усилия мастеров всех существовавших в дореволюционной России противоречивых творческих направлений и впервые побудило их осознать свою роль в формировании рождающейся социалистической культуры. Для Оформительское искусство этой эпохи (оформление отдельных городских кварталов и шествий в дни праздников, убранство агитационных поездов, трамваев, пароходов), идейно связанного с ленинским планом монументальной пропаганды, были характерны объёмные декоративные построения, проникнутые динамикой обнажённых ритмов и конструкций (Н. И. Альтман, Л. В. Руднев), более спокойные архитектурно-пространственные и декоративные решения площадей, магистралей, отдельных зданий (братья Веснины, М. В. Добужинский), а также живописные тематические панно (С. В. Герасимов, П. В. Кузнецов, Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин). С ростом экономической мощи и международного престижа СССР особое значение приобрело оформление выставок, пропагандирующих достижения социалистического строя (Л. М. Лисицкий, Н. П. Прусаков, Н. М. Суетин, Р. Р. Кликс). Художники (М. Ф. Ладур, Я. Д. Ромас, В. А. Стенберг) стали систематически участвовать в оформлении парадов и демонстраций. Мастера советского Оформительское искусство, широко используя возможности и средства всех искусств, а также достижения техники, стремятся к совершенствованию художественно-эстетического решения облика городов и сёл, разработке новых методов музейной и выставочной экспозиции, развитию новых форм наглядной агитации, внедрению в жизнь новых, советских обрядов.


Катонин Е. И. Арка (Ленинград)
Лит.: Художник-оформитель. [Сб. ст.], Л., 1962; Искусство современной экспозиции. Выставки. Музеи, М., [1965]; Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции. Каталог выставки, [М., 1967]; Рождественский К., Ансамбль и экспозиция, [Л., 1970]; Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования, М., 1971; Немиро О., В город пришёл праздник. Из истории художественного оформления советских массовых празднеств, Л., 1973; Художник и город. [Сб.], М., 1973; Les fêtes de la Renaissance, v. 1-2, P., 1956-60.
К. И. Рождественский.



Лисицкий Л. М. Советское отделение Международной выставки печати (Кёльн)
Неизвестный гравёр (Россия). «Фейерверк»
Покровский И. А. Установка «Факел фестиваля»

"БСЭ" >> "О" >> "ОФ"

Статья про "Оформительское искусство" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 794 раз
Пицца в сковороде
Панайпай

TOP 20