БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
ПакистанОпределение "Пакистан" в Большой Советской Энциклопедии
1. Общие сведения Пакистан - государство в Южной Азии, на С.-З. Южноазиатского субконтинента. На Ю.-З. граничит с Ираном, на З. и С.-З. - с Афганистаном, на С.-В. - с КНР, на В. - с Индией, с Ю. омывается Аравийским морем. Площадь 803,9 тыс. км2. Население 64,9 млн. чел. (1972, перепись). Столица - г. Исламабад. Территория Пакистан в административном отношении разделена на провинции; выделены территории, управляемые правительством (см. табл. 1).
II. Государственный строй
Правительство Пакистан возглавляет премьер-министр, избираемый Национальным собранием. Правительство формируется из числа депутатов парламента.
Л. Я. Дадиани. III. Природа
Ф. А. Тринич, Ю. С. Перфильев (геологическое строение и полезные ископаемые). IV. Население
С. И. Брук.
V. Исторический очерк
Английское завоевание привело к превращению захваченных территорий в аграрносырьевой придаток метрополии. Колониальные власти стимулировали производство экспортных с.-х. культур, возникали некоторые материальные предпосылки капиталистического производства. По мере разложения феодализма создавались объективные возможности развития капитализма; но колониальный гнёт сдерживал и деформировал развитие этих процессов, консервировал феодальные пережитки. Особенности социального и экономического развития народов на территории современного Пакистан в колониальную эпоху отразились на характере зародившихся здесь со 2-й половины 19 в. национально-освободительных движений. Идеи буржуазного просветительства и национального освобождения выступали обычно в форме религиозного реформаторства, зачастую сектантского характера (см. Арья самадж, Намдхари, Мусульманская лига). Эти особенности освободительных движений использовались колонизаторами, которые, стремясь расколоть антиимпериалистические силы, разжигали индусо-мусульманскую рознь, играя на противоречиях между различными религиозно-общинными группами имущих классов общества, используя самые реакционные стороны индусской, сикхской и мусульманской религиозно-общинной идеологии. В начале 20 в. в национально-освободительном движении народов на территории современного Пакистан формируется революционно-демократическое направление, возникают первые революционно-демократические организации («Гадр», краснорубашечники, халифатское движение); появляются первые рабочие организации; в 30-е гг. всё большее распространение получают социалистические идеи. Освободительная борьба народов на территории современного Пакистан, нередко принимавшая вооруженные формы (восстания хуров в Синде в 1896-1908; восстание пограничных пуштунских племён в 1919-21; восстание в Пешаваре в 1930; восстания в Белуджистане в 1897-1900, 1915-16, 1925, 1927-28), подтачивали устои власти колонизаторов. Независимое государство Пакистан После 2-й мировой войны 1939-45 английские колонизаторы были вынуждены в 1947 предоставить независимость своей колонии Британской Индии. При этом бывшая Британская Индия была разделена по религиозно-общинному принципу на два государства - Индию и Пакистан; к Индии отошли районы с преобладающим индусским населением, к Пакистан- с преобладающим мусульманским населением. 14 августа 1947 было провозглашено создание независимого государства Пакистан Первым генерал-губернатором нового государства - доминиона Пакистан стал лидер Мусульманской лиги М. А. Джинна. 1 мая 1948 СССР установил с Пакистан дипломатические отношения. Религиозно-общинный принцип раздела бывшей Британской Индии обусловил территориальную разобщённость нового государства Пакистан: в состав Пакистан были включены на С.-З. Южноазиатского субконтинента - Западный Пенджаб, Синд, Северо-Запад. Пограничная провинция (СЗПП), Белуджистан, на С.-В.- Восточная Бенгалия. Условия, в которых происходил раздел (массовые миграции индусов и мусульман, кровавые индусо-мусульманские погромы, провоцировавшиеся силами империалистической и внутренней реакции), ослабили молодые суверенные государства - как Пакистан, так и Индию, и осложнили их взаимоотношения после завоевания независимости. От эпохи английского владычества Пакистан унаследовал отсталую экономику колониального типа. 90% населения проживало в деревне. В 1948 фабричная промышленность дала лишь 1,4% национального дохода страны. Прочные позиции в основных отраслях экономики занимали английские монополии. По уровню экономического развития восточная часть Пакистан резко отставала от западной. Главной осью политической жизни Пакистан стала борьба за определение направления развития страны, темпов и методов проведения реформ, необходимых для ликвидации наследия колониального прошлого и укрепления государственной независимости. Вплоть до 1954 в политической жизни Пакистан господствовала Мусульманская лига; деятельность её руководства была направлена на укрепление позиций земельных магнатов Западного Пакистан и крупной мусульманской буржуазии (среди которой преобладали переселенцы из Индии). В 1948-50 были повышены налоги и акцизы, выросла земельная рента. Эта политика вызвала недовольство широких слоев населения. С конца 1947 началось оживление рабочего движения; в 1948 была образована Коммунистическая партия Пакистан Развернулось крестовое движение, особенно активное в Восточном Пакистан Крестовые волнения заставили правящие круги принять серию аграрных законов; в Восточном Пакистан государство постепенно выкупило земли помещиков, а крестьяне - наследственные арендаторы (см. Заминдари) превратились в наследственных владельцев, выплачивающих налог государству. В Западном Пакистан наследственные арендаторы получили право выкупить свои участки; доля помещиков в урожае была установлена на уровне 40%. В Восточном Пакистан, в Синде, в СЗПП и Белуджистане с 1948 начало развиваться движение за реорганизацию административно-территориального устройства Пакистан на национально-лингвистической основе, предоставление этим провинциям широкой внутренней автономии, выделение им больших ассигнований на экономические и социальные нужды, чем это предусматривалось планами экономического развития Пакистан (6-летним с 1950; 2-летним - частью 6-летнего с 1951, первым 5-летним - с 1955). Политически активная часть населения Восточного Пакистан, Синда, Белуджистана и СЗПП добивалась также расширения своего участия в государственном аппарате и вооруженных силах страны. Нерешённость основных проблем развития Пакистан привела к отходу от Мусульманской лиги широких слоев населения, усилению в ней фракционной борьбы и к возникновению в конце 40 - начале 50-х гг. первых оппозиционных буржуазно-демократических партий (Авами лиг, Азад Пакистан парти и др.). Рост экономических трудностей и сохранившееся влияние английских монополий вызвали недовольство части патриотически настроенного офицерства. В марте 1951 участники армейской оппозиции были арестованы (дело о так называемом «Заговоре в Равалпинди»), репрессиям подверглись также компартия и демократические организации. Обострилась борьба в правящем лагере (вокруг проектов конституции Пакистан и др.). 16 октября 1951 был убит премьер-министр Пакистан Лиакат Али Хан. Весной 1953 в Западном Пакистан имели место кровавые антиахмадийские волнения (см. Ахмадие), в значительной степени подорвавшие позиции правящих кругов. В Восточном Пакистан в декабре 1953 был создан Объединённый фронт оппозиционных партий, который нанёс в марте 1954 сокрушительное поражение Мусульманской лиге на выборах в Законодательное собрание Восточного Пакистан, было сформировано правительство Объединённого фронта во главе с А. К. Фазлул Хаком. Чтобы сохранить власть, правящие круги Пакистан ввели в Восточном Пакистан чрезвычайное положение; 30 мая 1954 правительство Объединённого фронта было распущено, 5 июля 1954 запрещена деятельность компартии в Восточном Пакистан, 24 июля 1954 - в Западном Пакистан 24 октября 1954 чрезвычайное положение было введено и в Западном Пакистан В 1954 Пакистан вступил в СЕАТО, в 1955 - в Багдадский пакт (с 1959 - СЕНТО). Выборы в Учредительное собрание Пакистан (июнь 1955) свидетельствовали о дальнейшем падении влияния правящих кругов. Чтобы удержаться у власти, лидеры Мусульманской лиги пошли на некоторые уступки бенгальскому национальному движению; в 1954 бенгальский язык был признан, наряду с урду, государственным языком Пакистан В августе 1955 было сформировано коалиционное правительство - Мусульманская лига - Объединённый фронт. В октябре 1955 правящие круги провели объединение территории Западного Пакистан в единую провинцию [до 1955 Западный Пакистан делился на 4 провинции (Пенджаб, Северо-Западная Пограничная провинция, Синд и Белуджистан), ряд княжеств (Бахавалпур, Калат, Дир и др.) и особые районы племён]. 29 февраля 1956 Учредительное собрание приняло конституцию Пакистан, согласно которой 23 марта 1956 Пакистан был провозглашен федеративной Исламской Республикой Пакистан Коалиция правых лидеров Объединённого фронта с Мусульманской лигой вызвала недовольство левых и центристских партий, входивших в Объединённый фронт. В сентябре 1956 было создано коалиционное правительство - Авами лиг - Республиканская партия (основана в 1956), возглавляемое Х. Ш. Сухраварди (до октября 1957). Однако и это правительство не смогло решить назревших задач. Проходили массовые забастовки рабочих, усилились крестовые и национальные движения. В результате объединения партий, выступавших за коренной пересмотр внутренней и внешней политики Пакистан, в ноябре 1956 в Западном Пакистан образовалась Национальная партия; в июле 1957 она слилась с левым крылом Авами лиг в единую Национальную народную партию. Вместе с тем усилившаяся борьба различных группировок в правящем лагере привела в октябре 1957 - октябре 1958 к серии правительственных кризисов. Укрепившаяся крупная торгово-промышленная буржуазия выражала недовольство монополией на власть, которую сосредоточили в своих руках земляные магнаты Западного Пакистан В этих условиях 7-8 октября 1958 был произведён военный переворот, отменена конституция, запрещены политические партии. 27 октября 1958 функции президента взял на себя главнокомандующий вооруженными силами М. Айюб Хан. В результате переворота укрепились позиции крупной буржуазии и прослойки помещиков, связанной с предпринимательской деятельностью; в интересах этих социальных сил в 1959-60 был проведён ряд реформ, усилен контроль над экономическим развитием провинций. В Западном Пакистан у 5 тыс. крупнейших помещиков изъяли за выкуп 880 тыс. га земли, которые были проданы 74 тыс. арендаторов. В 1962 принята новая конституция, которая установила президентскую форму правления и косвенную систему выборов законодательных органов и главы государства. В 1962 и 1965 президентом избирался М. Айюб Хан, большинство мест в законодательных органах получала возглавлявшаяся им Мусульманская лига. В 60-е гг. наметился отход Пакистан от односторонней внешнеполитической ориентации на западные державы. 4 марта 1961 было заключено соглашение Пакистан с СССР о сотрудничестве в поиске и разведке нефти и газа. Возникший осенью 1965 конфликт между Пакистан и Индией, связанный с нерешенными вопросами, истоки которых восходили к колониальному прошлому этих государств (см. Кашмир), привёл к вооруженному столкновению. Советское правительство 4 и 17 сентября 1965 предложило Пакистан и Индии добрые услуги для восстановления мира и нормализации отношений; по его инициативе 4-10 января 1966 в Ташкенте состоялась встреча президента Пакистан и премьер-министра Индии; подписанная ими Ташкентская декларация 1966 открыла путь мирному урегулированию конфликта. Вооруженный конфликт 1965 с Индией тяжело сказался на экономическом положении Пакистан Были сокращены расходы на экономическое развитие и социальные нужды. В 1966-69 наблюдался рост рабочего и студенческого движения (в 1965 в результате стачек трудящихся потеряно 622 тыс. человеко-дней, в 1967-2492 тыс.). Происходил рост национальных движений, требовавших реорганизации административно-территориального устройства Пакистан на национальной основе, предоставления провинциям полной региональной автономии, введения всеобщего прямого избирательного права. Усиление демократических движений привело к политическому кризису. 25 марта 1969 М. Айюб Хан передал власть генералу А. М. Яхья Хану, в стране вновь был установлен военный режим. Военная администрация в 1970 реорганизовала единую провинцию Западный Пакистан, создав на её основе 4 провинции: Пенджаб, Синд, СЗПП и Белуджистан. В декабре 1970 состоялись первые в истории Пакистан всеобщие выборы, на которых победу одержали партии, выступавшие с программой демократических преобразований: в Восточном Пакистан- Авами лиг, руководимая Муджибур Рахманом, и в Западном Пакистан- Партия пакистанского народа (Народная партия), возглавляемая З. А. Бхутто. Руководство Авами лиг потребовало передачи власти избранному большинству депутатов Национального собрания и закрепления в конституции права Восточного Пакистан на полную региональную автономию. Отказ правящих кругов Пакистан принять эти требования привёл к острейшему политическому кризису. 26 марта 1971 в ответ на репрессии пакистанских властей была провозглашена независимая Народная Республика Бангладеш (территория Восточного Пакистан). Наплыв в Индию миллионов беженцев из Восточного Пакистан привёл к резкому обострению пакистано-индийских отношений и широкому вооруженному конфликту между Пакистан и Индией (декабрь 1971). Пакистанские войска в Дакке капитулировали 16 декабря 1971. Спустя два дня военные действия были прекращены и на З. 20 декабря 1971 генерал А. М. Яхья Хан ушёл в отставку, передав власть З. А. Бхутто. Встреча президента Пакистана З. А. Бхутто и премьер-министра Индии И. Ганди в Симле (1972) положила начало урегулированию пакистано-индийских отношений. Правительство З. А. Бхутто с 1972 приступило к проведению ряда прогрессивных социально-экономических преобразований (реформ - аграрной, в области образования, труда и др.); были национализированы частные банки, страховые компании и др. Отменено военное положение, легализована деятельность демократических партий и общественных организаций. 10 апреля 1973 принята новая конституция (вступила в силу 14 августа 1973); в федеративной республике Пакистан провинции получили значительную автономию. В августе 1973 президентом Пакистан избран Фазал Илахи Чоудхри, премьер-министром стал З. А. Бхутто. Произошли сдвиги во внешней политике Пакистан (выход из СЕАТО, из британского Содружества, установление дипломатических отношений с ДРВ, ГДР и КНДР, 1972). В 1974 Пакистан заявил о признании Народной республики Бангладеш. Для развития пакистано-советских отношений важное значение имел визит в СССР президента З. А. Бхутто (март 1972), за которым последовали подписание плана обмена в области образования, науки, культуры, искусства и спорта, Протокола об экономическом и техническом сотрудничестве, соглашения о товарообороте в 1973-75. Дальнейшему развитию добрососедских взаимовыгодных связей между Пакистан и СССР и нормализации обстановки в Южной Азии послужил визит в Москву премьер-министра Пакистана З. А. Бхутто (октябрь 1974).
Лит.: Ганковский Ю. В., Гордон-Полонская Л. Р., История Пакистана, М., 1961; Ганковский Ю. В., Национальный вопрос и национальные движения в Пакистане, М., 1967; Москаленко В. Н., Проблемы современного Пакистана, М., 1970; Компанцев И. М., Пакистан и Советский Союз, М., 1970; Пакистан. Справочник, М., 1966; Библиография Пакистана. 1947-1967, М., 1973; Ганковский Ю. В., Москаленко В. Н., Три конституции Пакистана, М., 1975: CaIlard К., Pakistan, L., 1957; Wilcox W. A., Pakistan, N. Y. - L., 1964; Sayeed KhaIid B., Pakistan, Karachi, 1960; A history of the freedom movement, v. 1-4 Karachi, 1957-70; All-India Muslim League documents. 1906-1947, ed. by S. S. Pirzada v. 1-2, Karachi, 1969-70; A short history of Pakistan, v. 1-4, Karachi, 1967: Papanek G. F., Pakistan’s development, Camb. (Mass.), 1967; Books from Pakistan. 1958-1968, Karachi, 1968; Pakistan national bibliography, Annual volumes 1962, Karachi, 1966. Партия пакистанского народа (Народная партия), основана в 1967. 20 декабря 1971 стала правящей партией. Выражает интересы национальной буржуазии и земельных собственников, пользуется влиянием среди интеллигенции, мелкой буржуазии, студенчества. Национальная народная партия, основана в 1957. Выражает интересы мелкой и средней национальной буржуазии. Выступает за демократические преобразования. В 1972 в партии образовалось несколько группировок. Пакистанская мусульманская лига (до октября 1972 - Мусульманская лига), основана в 1906. В 1947-54 и 1962-69 - правящая партия. С 1952 раскололась на несколько организационно самостоятельных группировок. Представляет интересы крупной буржуазии и помещиков. Джамаат-и-ислами, основана в 1941. Крайне правая религиозно-общинная партия. Коммунистическая партия Пакистан, основана в 1948. В 1954-72 находилась под запретом.
Основные позиции в профсоюзном движении занимает реформистская Пакистанская федерация тред-юнионов (до 1972 - Всепакистанская конфедерация труда), основана в 1948, входит в МКСП; к ней примыкают - Пакистанская рабочая организация, основана в 1971, Пакистанская национальная федерация профсоюзов, основана в 1963, Пакистанская национальная рабочая федерация профсоюзов, основана в 1968. В числе значительных профсоюзных объединений: Объединённая рабочая федерация, основана в 1969, Пакистанская федерация профсоюзов, основана в 1970, Федерация пакистанских рабочих, основана в 1966, Национальный рабочий фронт. Общая характеристика экономики. До 1947 формирование хозяйства на территориях, ныне входящих в Пакистан, проходило в рамках колониальной Индии. В результате длительного господства английского империализма страна ко времени образования суверенного государства Пакистан находилась на крайне низком уровне экономического развития. При разделе бывшей Британской Индии к Пакистан отошли районы, более отсталые в промышленном отношении. До 1971 состоял из двух географически разобщённых частей: Западный Пакистан и Восточный Пакистан В результате победы национального движения восточно-бенгальского народа на территории Восточного Пакистан была провозглашена (1971) Народная Республика Бангладеш. В условиях независимости Пакистан достиг определённых успехов в экономическом развитии, однако всё ещё остаётся слабо развитой аграрной страной с многоукладным хозяйством. Ведущее положение занимают частнокапиталистические и государственно-капиталистические уклады, но количественно преобладают мелкотоварный и мелко-капиталистический уклады, а в ряде периферийных районов сохраняется натурально-патриархальный уклад. За 1949/50-1969/70 среднегодовой темп прироста валового национального продукта Пакистан в современных границах составил 4,6%, в 1971/72 он снизился до 0,9%, в 1972/73 вырос до 6,5%, а в 1973/74 - на 6,1%; национальный доход на душу населения в 1973/74 исчислялся в 120 долларов. В 1972/73 37,3% валового национального продукта было создано в сельском хозяйстве, 15,6% в промышленности (в том числе 11,6% в крупной фабрично-заводской), 13,8% в торговле и 3,8% в строительстве, 6,2% на транспорте. В результате отделения территории Бангладеш некоторые трудности испытывали отрасли промышленности, ранее поставлявшие продукцию на рынок Восточной Бенгалии, а затем переориентированные на внешний рынок. В 1972-74 с целью стабилизации экономического положения и усиления роли государственного сектора в экономике страны правительство Пакистан провело ряд экономических и административных реформ, в том числе национализацию банков и страховых компаний, ряда ведущих предприятий тяжёлой промышленности, маслобоен, морского судоходства; взяло в руки государства торговлю нефтью и нефтепродуктами, экспорт хлопка. Было начато проведение аграрной реформы. Предпринимаются попытки пересмотра принципов экономического развития в направлении индустриализации страны и максимального использования природных, особенно энергетических, ресурсов. Государство осуществляет экономическую политику и отдельные мероприятия по экономическому развитию, исходя из существования в стране смешанной экономики.
Главные отрасли хозяйства остаются в частном секторе. Ведущие позиции в экономике занимают монополистические группы (22 семейства), которым принадлежат крупнейшие промышленные предприятия (82% инвестиций в крупную промышленность), торговые и строительные компании. Общая сумма иностранных займов, кредитов и субсидий к середине 1974 составила 8,2 млрд. долларов. Внешний долг Пакистан на июнь 1973-4,6 млрд. долларов. Свыше 1/4 расходов по программе развития на 1973/74 намечено покрыть за счёт внешних источников финансирования. Сельское хозяйство. Несмотря на проведение ряда аграрных реформ и стимулирование капиталистических отношений в сельском хозяйстве, в аграрном строе Пакистан сохраняются пережитки феодализма - помещичье землевладение и мелкое крестьянское землепользование на условиях различной, подчас кабальной, аренды. В этом главная причина отсталости этой отрасли хозяйства. Аграрная реформа, провозглашенная в марте 1972, направлена в основном на ограничение размеров земельной собственности, в частности предусмотрено снижение предела земельных владений с 200 до 60 га орошаемой и с 400 до 120 га неорошаемой земли. Обрабатываемая площадь составляет (1969) 19,2 млн. га (в том числе пашня 14,5 млн. га), или 24% территории Пакистан, леса - 2,3 млн. (2,8%), а земли, непригодные для с.-х. использования или ещё неучтенные,- 46 млн. га (57,4%). Благодаря получению на обрабатываемых землях двух урожаев в год фактически посевная площадь достигает 16 млн. га. С древности в долине Инда существует поливное земледелие, которое и ныне осуществляется преимущественно с помощью систем крупных каналов (Суккурская ирригационная система, Нижнесиндское водохранилище, Верхне- и Нижнечинабский, Верхнеджеламский и др. каналы). За годы независимости были проведены большие гидротехнические и мелиоративные работы и, в частности, раздел вод бассейна Инда между Индией и Пакистан (работы по его осуществлению финансировались за счёт иностранных субсидий и займов). В 1969 площадь, орошаемая государственными каналами, достигла 12,3 млн. га против 7,9 млн. га в 1949. Земледелие - главная отрасль сельского хозяйства. Возделывают культуры весенней (раби) и осенней (кхариф) жатвы. К первой относятся главная продовольственная культура - пшеница, которую сеют повсюду, а также грэм, ячмень, масличные. Ко вторым - рис, площадь и производство которого в последние годы существенно расширились (в основном на засоленных поливных почвах Синда), хлопчатник - важнейшая техническая культура, а также сахарный тростник и кукуруза. На неполивных землях в засушливых районах широко возделывают просяные культуры - джовар, баджру и др. Растет значение табака, различных овощных (лук, картофель, перец) и садовых (манго, цитрусовые, финиковая пальма, абрикосы) культур, арахиса. О площади и сборе основных с.-х. культур см. табл. 2. Проведение долгосрочных мероприятий по внедрению высокоурожайных семян пшеницы и риса, применению химических удобрений (так называемая зелёная революция) дало возможность в конце 60-х гг. увеличить урожайность и производство основных зерновых культур, однако к началу 70-х гг. проблема удовлетворения потребностей страны в продовольствии в целом
Табл. 2. - Площадь посевов и сбор основных с.-х. культур*
* Данные для территории современного Пакистан
Табл. 3. - Производство основных видов промышленной продукции
не была решена (в 1971/72 импорт зерновых превысил 750 тыс. т). Плодами «зелёной революции» воспользовались преимущественно помещики и зажиточное крестьянство, что усилило социальную дифференциацию в деревне.
Животноводство занимает подчинённое положение. Преобладает тягловый скот, хотя в последние годы в пригородах развивается мясное и молочное животноводство. В засушливых районах ведётся кочевое скотоводство (овцы, козы, верблюды). Промышленность. От колониального периода Пакистан досталось несколько десятков небольших текстильных фабрик, сахарных заводов, мельниц, ж.-д. и механических мастерских. За годы независимости силами национального частного и государственного капитала была создана сравнительно крупная лёгкая промышленность и заложены основы тяжёлой промышленности. Среднегодовые темпы прироста превысили 10% в фабрично-заводской промышленности. В 1969/70 в фабрично-заводской промышленности насчитывалось 3289 предприятий, на которых работало почти 400 тыс. чел. Стоимость произведённой продукции составила 9,1 млрд. рупий, в том числе 48% было создано в текстильной, главным образом хлопчатобумажной, промышленности, свыше 15% - в пищевой (в том числе 7% - в сахарной), 10% - в табачной, 5% - в металлургии и машиностроении, по 3% - в цементной и химической промышленности. Заметное развитие получила мелкая промышленность, большое значение сохраняет ремесло. Добывающая промышленность и энергетика. Горнодобывающая промышленность даёт всего 0,5% валового национального продукта. Наибольшее значение имеет добыча природного газа, на долю которого приходится 35% потребляемой энергии. К 1974 имелось 9 промышленных месторождений газа; главный газопромысел - Суи в Белуджистане. Основные газопромыслы связаны трубопроводами с крупными промышленными центрами. Добыча нефти (район Дхулиян и др.), которую перерабатывают на заводе в Равалпинди, удовлетворяет лишь 15% потребностей страны, нефтеперерабатывающие заводы в Карачи работают на импортной нефти. С 1961 в поиске и разведке нефти и газа помощь Пакистан оказывает СССР. В небольшом количестве добывают уголь, каменную соль (Соляной хребет), гипс (Сиби), а также хромиты (район Хиндубаг), направляемые большей частью на экспорт. Энергетика - одно из узких мест экономики, несмотря на возросшую мощность электростанций (за 1965-70 с 1000 Мвт до 1923 Мвт). Первая атомная электростанция находится близ Карачи (132 Мвт). Большую часть электроэнергии дают ГЭС в системе р. Инд, из них наиболее крупные Мангла (300 Мвт), Малаканд, Расул и др.; строится (1974) мощная ГЭС Тарбела на р. Инд, близ Исламабада. Обрабатывающая промышленность. За годы независимости получила развитие текстильная, главным образом хлопчатобумажная, промышленность. К 1974 было 146 хлопчатобумажных фабрик с 3,3 млн. веретён и 30 тыс. станков. Значительная часть хлопчатобумажной пряжи идёт на экспорт (одно из первых мест в мире). Имеются шерстоткацкие, шёлковые и трикотажные фабрики. Основные текстильные центры - в гг. Карачи, Хайдарабад, Лай-алпур, Мултан, Лахор. В пищевой промышленности значительное место принадлежит сахарному производству (к середине 1974 было 24 сахарных завода, главным образом в Пенджабе, Синде и в СЗПП), перерабатывающих около 1/3 урожая сахарного тростника, остальное идёт на ремесленное производство коричневого сахара. Повсеместно размещаются рисорушки, мукомольные, маслобойные, плодоконсервные, табачные (главным образом производство сигарет) предприятия. При содействии Советского Союза начато (1974) сооружение близ Карачи металлургического завода мощностью 1 млн. т стали в год. Металлообработка и машиностроение представлены преимущественно небольшими предприятиями - автосборочными и автомеханическими мастерскими, ж.-д. мастерскими. В 1974 завершалось строительство крупных государственных машиностроительных заводов в Ландхи и Таксиле. Химическая промышленность ориентирована главным образом на обслуживание сельского хозяйства. Производство химических удобрений удовлетворяет около 1/2 потребностей сельского хозяйства Пакистан Крупная цементная промышленность. Имеется несколько заводов резинотехнических изделий, стекольных и др. Около 1/3 крупной промышленности сосредоточено в Карачи. Важными промышленными центрами являются Лайалпур, Гуджранвала, Лахор, Мултан, Равалпинди, Хайдарабад. В ремесленном производстве, кроме тканей, вырабатываются кожные, металлические изделия, а также, в основном на экспорт,- художественные лаковые изделия, спорттовары, вышивка, глазированная керамика, хирургические инструменты. О производстве основных видов промышленной продукции (см. табл. 3.) Транспорт. Принадлежащие государству железные дороги - важный вид транспорта. К 1974 их длина - 8810 км. Главная магистраль пролегла по долине Инда и соединяет ведущие промышленные центры с морским портом Карачи. Сеть автомобильных дорог (1972) 33,5 тыс. км, в том числе высшего класса - 19 тыс. км. В автопарке 290 тыс. единиц. Быстро растут автомобильные грузовые перевозки. Внешние связи осуществляются в основном морем. Национальный торговый флот национализирован в 1974 (насчитывает 52 судна); не обеспечивает потребностей страны. Большая часть морских перевозок производится иностранными судоходными компаниями. Грузооборот порта Карачи 10,5 млн. т (1972/73), принято решение (1974) о строительстве нового морского порта Касим. Быстро увеличиваются внутренние и международные авиационные перевозки; функционирует пакистанская авиакомпания. Карачи - крупный аэропорт международного значения. Внешняя торговля. В 1972/73 стоимость экспорта составила 8,6 млрд. рупий; основные статьи вывоза: хлопчатобумажная пряжа и ткани, хлопок, рис, кожи, рыба, ковры, шерсть. Стоимость импорта - 8,4 млрд. рупий. Пакистан во многом зависит от импорта товаров производственного назначения, топлива, сырьевых, а также многих потребительских товаров. Главная статьи импорта: пшеница, машины и оборудование, чёрные металлы, нефть и нефтепродукты, химические товары. Основные торговые партнёры Пакистан- США, Япония, Великобритания, ФРГ, КНР. Развивается торговля с СССР. Денежная Единица - пакистанская рупия, 100 пакистанских рупий = 7,54 руб. по курсу Госбанка СССР на сентябрь 1974.
Лит.: Питхавалла М., Пакистан. Географический очерк, пер. с англ., М., 1952; Ахтар С. М., Экономика Пакистана, пер. с англ., М., 1957; Пуляркин В. А., Западный Пакистан, М., 1962; Экономическое развитие Пакистана. Сборник статей, М., 1974; Pakistan Jear-book, Karachi, 1970.
Вооружённые силы состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Общее руководство осуществляют министерства обороны и начальники штабов видов вооружённых сил. Армия комплектуется путём найма добровольцев. Командные кадры готовятся в военных училищах, а также в военно-учебных заведениях США и Великобритании. Общая численность вооруженных сил (1974) свыше 300 тыс. чел. Кроме того, имеются пограничные войска (свыше 30 тыс. чел.) и национальная гвардия (около 30 тыс. чел.). Сухопутные войска (около 280 тыс. чел.) имеют 2 танковых, 14 пехотных дивизий и 2 отдельные бригады. ВВС (около 17 тыс. чел.) насчитывают свыше 200 боевых и свыше 100 вспомогательных самолётов; ВМС (около 10 тыс. чел.) - свыше 20 различных кораблей. Основная военно-морская база - Карачи. По приблизительным данным, за 1965-70 на 1 тыс. жителей рождаемость в среднем за год составляла 50,9, смертность 18; детская смертность 142 на 1 тыс. живорождённых (данные Всемирной организации здравоохранения для Пакистан в границах до 1971). Основные причины смертности: малярия, туберкулёз, кишечные инфекции, оспа, дифтерия. Повсеместно распространены проказа, трахома, венерические и кожные болезни (импетиго, фурункулёзы, поверхностные микозы, разноцветный лишай, чесотка). Малярией поражено население горного и равнинного районов; преимущественно распространена трёхдневная малярия, реже - тропическая. Из гельминтозов наиболее часты аскаридоз (преимущественно в горных районах и дельте Инда) и гименолепидоз (повсеместно). Анкилостомоз встречается в основном в равнинных местностях. Нередки вспышки холеры. Оспа распространена (в 1969 начата кампания по её ликвидации) преимущественно среди населения равнины р. Инд. Повсеместны риккетсиозы. Среди болезней неинфекционного происхождения - заболевания сердечно-сосудистой системы, мочекаменная болезнь, опухоли. Одной из наиболее серьёзных проблем являются болезни недостаточного питания.
В 1969 в Пакистан было 2588 больничных учреждений на 42,6 тыс. коек (около 1,0 койки на 1 тыс. жителей); работали (1969) 21,2 тыс. врачей (1 врач на 6 тыс. жителей), 377 зубных врачей и около 8 тыс. лиц среднего медицинского персонала. Врачей готовят 6 медицинских колледжей: 9 учреждений - для подготовки среднего медицинского персонала. Ветеринарное дело. Пакистан неблагополучен по многим заразным болезням животных; в среднем за год гибнет около 10% поголовья. Ежегодно регистрируются единичные случаи чумы крупного рогатого скота, преимущественно в южных и пограничных с Индией и Афганистаном районах. Серьёзную проблему, особенно в молочных зонах городов Карачи и Лахора, представляет вирусная болезнь слизистых, сходная по клинике с чумой. Смертельность среди молочных буйволиц и телят превышает 50%. По всей стране распространён ящур (типы О, А, С, Азия-1). Оспа овец регистрируется преимущественно в центральных районах, чаще в сухое время года (потери шерсти составляют около 20%). В сельских районах часты случаи бешенства. Основной источник возбудителя - бродячие собаки. Значительный ущерб наносят контагиозная плевропневмония коз, брадзот и энтеротоксемия овец, псевдочума птиц. Распространены геморрагическая септимеция (чаще возникает в период дождей в районах с высоким уровнем атмосферных осадков и в зонах с искусственным орошением), эмфизематозный карбункул (в районах плоскогорий, невысоких гор), пироплазмидозы; среди молочного стада - туберкулёз и бруцеллёз. Ощутимый ущерб наносят гельминтозы (фасциолёзом поражено около 50% всего скота, эхинококкозом около 27% крупного рогатого скота и 35% буйволов, гемонхозом - около 50% овец).
Ветеринарной службой провинций руководят департаменты животноводства, в ведении которых находятся ветеринарные госпитали, диспансеры и ветеринарные центры. Лечение животных платное. Имеется 5 диагностических лабораторий (Карачи, Хайдарабад, Лахор, Пешавар и Кветта). Научно-исследовательская работа ведётся в Научно-исследовательском институте в Лахоре и его филиалах в Пешаваре и Карачи, с.-х. университете в Лайалпуре и в колледже животноводства в Лахоре. Специалистов готовит С.-х. университет в Лайалпуре и отделение Синдского с.-х. колледжа в Тандоадаме. В Пакистан 1080 ветеринарных врачей (1973). Современная школьная система включает 5-летнюю начальную школу, младшую среднюю школу (6-8-е классы), среднюю школу (9-10-е классы) и промежуточные колледжи (11-12-е классы). В начальную школу принимаются дети в возрасте 6 лет. Обучение в основном раздельное; в начальной и средней школе ведётся на урду, с 3-го класса изучается английский язык. Изучение основ ислама включено в учебные программы в 1-8-х классах общеобразовательных школ как обязательный предмет; одновременно математика и естественные науки стали обязательными дисциплинами и были введены даже в программы традиционных мусульманских школ. В 1969/70 учебном г. в Западном Пакистан в начальных школах обучалось 4,2 млн. учащихся, в средних школах - 1,3 млн. учащихся. С 1972 введено бесплатное обучение для учащихся 1-8-х классов. В 1974 принята новая реформа в области образования. Профессиональные учебные заведения работают на базе младшей средней школы. Имеются технические, коммерческие, с.-х., медицинские училища, школы изобразительных искусств. Срок обучения - 2 года. В 1967/68 учебном г. в Западном Пакистан было 152 профессиональных училища (24 тыс. учащихся). Средние специальные учебные заведения (техникумы, политехникумы, педагогические училища) работают на базе средней школы. Срок обучения - 3 года. В 1967/68 учебном г. в Западном Пакистан было 27 средних специальных учебных заведений (около 1 тыс. учащихся). Желающие получить высшее образование по окончании средней школы поступают в 2-годичные подготовительные, так называемые промежуточные колледжи, в которых имеются отделения гуманитарные, естественнонаучные, коммерческие, технические и др. В 1966/67 учебном г. в Западном Пакистан работал 101 промежуточный колледж (26 тыс. учащихся). В 1973 в стране имелось 8 университетов: Пенджабский в Лахоре (основан в 1882), Исламабадский (1965), университет Карачи (1951), Пешаварский (1950), Синдский (Хайдарабад, основан в 1947 в Карачи, в 1951 переведён), Белуджистанский (Кветта, 1970), Западнопакистанский сельскохозяйственный (Лайалпур, 1961), Западно-пакистанский инженерно-технологический (Лахор, 1961). В состав университетов входят колледжи двух типов - университетские и филиалы. В крупнейшем университете - Пенджабском 8 факультетов, около 90 колледжей-филиалов, 3 университетских колледжа. Общее количество студентов в Западном Пакистан в 1970/71 учебном г. составляло около 105 тыс. Обучение в университетах платное; ведётся в основном на английском языке.
Крупнейшие библиотеки: библиотека Пенджабского университета (250 тыс. тт., свыше 18 тыс. манускриптов на урду, арабском, санскрите, хинди, пали), Пенджабская публичная библиотека в Лахоре (200 тыс. тт.), библиотека университета Карачи (200 тыс. тт.). Наиболее крупные музеи: Национальный музей Пакистан в Карачи (основан в 1950), Музей Лахора (основан в 1864); музей Пешавара (1906), Археологический музей в Равалпинди (основан в 1928). Возникновение научных знаний на территории современного Пакистан относится к эпохе Хараппской цивилизации (около середины 3 - середины 2-го тысячелетия до н. э.). В первых индоарийских государствах, возникших на рубеже 7-6 вв. до н. э., развивались медицина (в Таксиле, столице Гандхары, согласно буддийской традиции, жил знаменитый медик Дживака), металлургия железа. В последние века до н. э.- первые века н. э. высокого для своего времени уровня достигли астрономия, математика, химия, фармакология, медицина. Познания, накопленные в древних государствах долины Инда, в 4 в. до н. э.- 2 в. н. э. были частично усвоены греко-римским миром. Крупнейшим математиком и астрономом был Брахмагупта (7 в.). Его трактат «Брахма - спхута - сиддханта» («Пересмотр системы Брахмы», 628), переведённый на арабский язык в 771 арабским математиком Ибрахимом Фазари, и сочинения др. учёных Синда и Пенджаба обогатили арабскую культуру, а через арабское посредничество и европейскую культуру математическими, астрономическими и медицинскими знаниями. В средние века на развитие науки оказывали отрицательное воздействие вторжения многочисленных завоевателей, междоусобные войны, теологические влияния. Несмотря на это, появлялись некоторые работы по астрономии и математике, географии, медицине и фармакологии, минералогии и металлургии. В период английского колониального владычества научные исследования были оторваны от потребностей практики, насущных нужд народа.
После образования независимого Пакистан естественные и технические науки развиваются под контролем государства. Большое внимание уделяется развитию прикладных исследований в области сельского хозяйства и промышленной переработки с.-х. сырья, которые проводятся в научно-исследовательских институтах: хлопка в Карачи (основан в 1951), ирригации в Лахоре (1925), лесном в Пешаваре (1947), животноводства в Пешаваре (1949), ветеринарном в Лахоре (1958); департаментах защиты растений (1947) и зоологических исследований (1948) в Карачи и др. Развиваются медицинские исследования, проводящиеся в Центральном медицинском НИИ (1957) и НИИ рака (1954) в Карачи и др. Развёртываются работы по мирному использованию атомной энергии. Пакистанский учёный А. Салам, специалист в области ядерной физики, с 1971 иностранный член АН СССР. Ведутся исследования по геологии, метеорологии, геофизике, географии, техническим наукам. Философия. Философская мысль народов на территории Пакистан развивалась на протяжении столетий в рамках различных религиозно-философских систем - индуизма, буддизма, джайнизма, позднее - ислама, сикхизма (см. Индия, раздел Философия). С 9 в. доминирующую роль начинает играть ислам. Широкое распространение получает мистическая философия суфизма (главные ордена: Сухравардийя и Чиштийе), с 15-16 вв. - учение секты исмаилитов. Антифеодальные движения выступали под лозунгами религиозных течений махдизма, рошани, бхакти и др. Разложение феодального общества, поиск путей к социальному и культурному возрождению обусловили появление в 18 в. философии «переходного периода», развитой Ахмадом Абд-ур-Рахимом, Шахом Валиуллой, который пришёл к мысли о необходимости «новой ориентации» ислама. Принципы последней разработал в 19 в. Саид Ахмад-хан, выдвинувший программу «возрождения» мусульманской общины посредством культурного просветительства; он ратовал за пропаганду достижений европейской науки, считал обязательным современное толкование исламских догм и предписаний. Политические взгляды Санд Ахмад-хана способствовали росту коммуналистских тенденций, а просветительская деятельность сыграла видную роль в формировании мусульманской интеллигенции. Основатель религиозной секты ахмадие Мирза Гулям-Ахмад (19 в.) подверг пересмотру исламские догматы о конечности пророчества и джихаде. Наиболее полную буржуазно-просветительскую интерпретацию философско-этического учения ислама дал Мухаммад Икбал (1-я половина 20 в.), разработавший учение о человеке как созидательной личности, соучастнике бога-творца. В области политики Икбал выступал с позиций «мусульманского национализма», поддерживал теорию «двух наций» М. Джинны.
После образования Пакистан (1947) ислам, признанный его официальной государственной идеологией, продолжает играть ведущую роль в общественном сознании. Религиозные философы, придерживающиеся консервативной ориентации в социальной жизни и стоящие на позициях абсолютного фатализма, выступают как «традиционалисты», требующие следовать нормам и традициям средневековья, или как «возрожденцы», типа идеолога партии «Джамаат-и-ислам» Абул Ала Маудуди. Последние выдвигают в качестве идеала раннеисламское общество 7-8 вв., защищая фактически принципы феодально-теократического государства. В форме «возрожденчества» выражают свои взгляды также и те, кто выступает за реформы и прогрессивные социальные преобразования. «Возрожденцы» этого типа развивают идеи Шаха Валиуллы, акцентируя демократические элементы в раннем исламе. Ведущее направление философии Пакистан 1960-х гг. стремится реформировать ислам, приспособить его к требованиям современности. Представители этого направления продолжают линию Сайд Ахмад-хана и Мухаммада Икбала; они выступают против абсолютного фатализма, отстаивают свободу воли человека и обосновывают необходимость личной инициативы, пытаются примирить религию с наукой. В области политической теории исламские реформаторы выступают с позиций «мусульманского национализма», но видят идеал «исламского» государства не в теократической деспотии, а в парламентской демократии (А. Брохи, И. Х. Куреши). Приобретают популярность теории так называемого исламского социализма, различные по своему социальному содержанию. Среди академических философов пользуются влиянием различные течения западноевропейской (преимущественно английской) идеалистической философии (К. А. Хаким, М. М. Шариф, К. А. Кадир). В 1960-х гг. получили значительное развитие социологические исследования под воздействием современной американской социологии. Философские журналы: «Pakistan Philosophical Journal» (с 1958), «lqbal Review» (с 1961), «lqbal» (с 1952). Историческая наука. Первыми историками были хронисты. Известно, что с 9 в. н. э. исторические хроники велись при дворах мусульманских правителей Синда, а с 12 в.- Пенджаба. Постепенно сложилось несколько основных типов, или жанров, исторических работ: династийные истории; генеалогические сочинения; истории отдельных историко-культурных областей (старейшая из них - «Чачнема» Мухаммада Али по истории Синда, 9 в.). Создавались труды по истории царствования отдельных выдающихся правителей (Абдул Хамид Лахори, 17 в.), по истории философии (Ахмад Таттави, 16 в.), литературы (Али Шер Кани, 18 в.), а также многочисленные сочинения (часто компилятивные) по всемирной истории, о жизни сподвижников пророка Мухаммеда, деяниях видных мусульманских миссионеров, глав религиозных орденов и т. п. Развитие традиционных жанров в исторической науке продолжалось вплоть до 2-й половины 19 в. Рост антиколониалистских и патриотических настроений в конце 19 - начале 20 вв. пробудил интерес к историческому прошлому: в Лахоре, Карачи и др. городах возникли органы исторической периодики, исторические научные общества, начали публиковаться первые исторические работы современного типа. Появились издания критических текстов (М. Калич-бег), этнографические исследования (М. Хаят-хан), очерки истории отдельных районов и борьбы их населения с иноземными захватчиками (Х. Б. Джатой), истории ислама и мусульманской общины в Южной Азии.
После образования Пакистан (1947) изучение этих проблем с позиций мусульманского национализма становится одним из главных в пакистанской историографии (И. Х. Куреши, Махмуд Хусейн, Ш. Абдур Рашид, А. Х. Сиддики, Рази Васти), большое внимание уделяется также истории образования Пакистан (И. Х. Куреши, С. М. Икрам, Г. А. Аллана). Значительное развитие получает изучение проблем политической и социальной истории народов, населявших территории современного Пакистан и Индии в средние века (С. Моинул Хак, Риазул Ислам). Активизируется изучение и издание письменных памятников исторического прошлого (Пакистан Х. Рашди, Абдул Кадир, Н. А. Балоч). Складывается пакистанская археологическая школа, ведётся исследование актуальных научных проблем, связанных с изучением генезиса и развития протоиндской цивилизации и др. (Ф. А. Хан, А. Х. Дани, М. Шариф, Ф. А. Дуррани, М. Р. Мугал). Вместе с тем развитие демократических движений в стране стимулирует работы пакистанских историков по исследованию проблем антиколониальной борьбы народов Пакистан и истории национально-демократического и революционного движений в стране (Гул-хан Насир, А. Малик, С. С. Хасан и др.). Языкознание. Основные лингвистические работы развивают традиции индийского языкознания (см. Индия, раздел Языкознание) и посвящены исследованию языков Пакистан: новоиндийских, иранских, дардских и др., а также английского. Большую роль в развитии языкознания сыграли работы Анвара С. Дила (урду, панджаби, экстралингвистические проблемы), Шейха Икрама Уль-Хака (ленди и урду), Калима Мухаммада Смусу Хана (ленди), Кадира Хана (пушту и урду), Балоч Наби Вакиш Хана (синдхи) и др. В 1961 была создана Лингвистическая исследовательская группа Пакистан (The Linguistic Research Group of Pakistan). В 1962 и 1963 состоялись 1-я и 2-я лингвистические конференции, результатом которых было издание сборников под редакцией Анвара С. Дила: «Pakistani Linguistics» (1962) и «Pakistani Linguistics» (1964). Лингвистическая группа Пакистан издаёт сборник «Studies in Pakistani Linguistics» и справочник со сведениями о лингвистах Пакистан («A Directory of Pakistani Linguists and Language Scholars»).
Большое внимание уделяется вопросам истории языков. Развита лексикография (например, «The Students" Standard English-Urdu Dictionary», Karachi, 1952; «A Comprehensive dictionary of Sindhi language», Karachi, 1960, и др.). В начале 70-х гг. в Пакистан работало свыше 80 научных учреждений, в которых было занято 6,5 тыс. научных сотрудников и 3,3 тыс. инженеров. Научные учреждения финансируются государством (50% расходов - правительственные отраслевые Исследовательские советы, 45% - государственные Исследовательские лаборатории и 5% - университеты). Расходы на науку составляют около 0,1% валового национального продукта страны. Координацию и направление деятельности научных учреждений, а также разработку рекомендаций правительству по развитию научных исследований осуществляет Национальный совет по вопросам науки (1961). Работами (главным образом прикладными), направленными на развитие национальной промышленности, руководит Пакистанский совет научных и технических исследований в Карачи (1953), которому подчинены лаборатории в Карачи, Пешаваре и Лахоре. В 1952 основан институт стандартов. Исследования по мирному применению атомной энергии и радиоактивных материалов организует правительственная Пакистанская комиссия по атомной энергии в Карачи (1956), которой подчинены Пакистанский институт ядерных исследований и технологии в Исламабаде (1960) с исследовательским ядерным реактором; Атомный центр (Лахор) и исследовательские центры по применению атомной энергии в сельском хозяйстве (Тандоадам) и в медицине (Карачи, Лахор, Джамсхоро). В 1947 организованы геологическая служба Пакистан в Кветте и Департамент метеорологии в Карачи, в 1961 - правительственный Комитет по изучению верхних слоев атмосферы и космического пространства. В 1958 основан Геофизический институт в Кветте. Исследования в области сельского хозяйства и смежных отраслей координирует правительственный Сельскохозяйственный научно-исследовательский совет Пакистан в Карачи (1964); в области медицины - Пакистанский медицинский исследовательский совет (Карачи, основан в 1953, реорганизован в 1962). Развитию исследований в разных областях содействуют финансируемые государством научные общества - Пакистанская ассоциация развития науки (Лахор, 1947), С.-х. экономическое общество Пакистан (Карачи, 1958), Пакистанская медицинская ассоциация (Карачи), Всепакистанская гомеопатическая ассоциация (Карачи, 1949) и др. В 1953 основана Пакистанская академия наук. В области философии научные исследования ведут находящиеся в Лахоре Пакистанский философский конгресс (основан в 1954), Пакистанская социологическая ассоциация (основана в 1963), Исламская академия (основана в 1957), а также Академия Шаха Валиуллы в Хайдарабаде. Крупнейшими центрами исторической науки являются университеты Лахора, Хайдарабада, Пешавара, Карачи, а также Департамент археологии, Институт по изучению Центральной и Западной Азии (Карачи), институт синдологии (Хайдарабад), институт международных отношений (основан в 1947, Карачи). Вопросы экономики изучаются в Научно-исследовательском экономическом институте (основан в 1955), Пакистанском совете экономических исследований (основан в 1919), Экономической ассоциации Пакистан (основана в 1958) и в др. учреждениях. Проблемами гуманитарных наук заняты также Центральный институт исламоведения (основан в 1960, Исламабад) и Академия Икбала (основана в 1951, Карачи).
Лит.: Nambiar К. G., A cultural history of India and Pakistan, [v. 1], Nileshwar, 1957; Basham A. L., Aspects of ancient Indian culture, Bombay, [1966]; Pakistan year-book, 1971, Karachi, 1971; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963; Степанянц М. Т., Философия и социология в Пакистане, М., 1967; Smet R. V. de. Philosophical activity in Pakistan, Lahore, 1961; Abdur Rauf, Renaissance of Islamic culture and civilization in Pakistan, Lahore, 1965. В 1971 в Пакистан (в современных границах) издавалось 1332 периодических издания, в том числе 91 ежедневная газета, 19 - выходящих 2 раза в неделю и 260 еженедельников. Периодические издания публиковались на языках: урду, английском, синдхи, гуджарати, пушту, панджаби, персидском, арабском, балучи, брагуи. Крупнейшие газеты: «Джанг», издавалась в Карачи, Равалпинди и Кветте на урду; «Доон» («Dawn»), с 1942, издавалась в Карачи и «Пакистан тайме» («The Pakistan Times»), с 1946, издавалась в Лахоре и Равалпинди, - обе газеты на английском языке; «Имроз», издавалась в Лахоре и Лайалпуре на урду; «Машрик», издавалась в Карачи, Лахоре и Кветте на урду; «Наваи вакт», издавалась в Лахоре и Равалпинди на урду; «Мусават», издавалась в Лахоре, Лайалпуре и Карачи на урду. Информационные агентства: «Ассоши-эйтед пресс оф Пакистан» (основано в 1948), «Пакистан пресс интернэшонал» (основано в 1952), «Юнайтед пресс оф Пакистан» (основано в 1948) и др. В 1947 имелись 2 радиостанции в Лахоре и Пешаваре. В 1973 радиостанции имелись в Карачи, Хайдарабаде, Мултане, Лахоре, Равалпинди, Кветте и Пешаваре. Передачи ведутся на 24 языках: урду, английском, бенгальском, кашмирском, синдхи, пушту, балучи, арабском, персидском, суахили и др.
Первая опытная телевизионная станция открыта в Лахоре в 1964; в 1967-69 открыты станции в Карачи и Равалпинди - Исламабаде. Все они функционируют под управлением Национальной телевизионной корпорации (основана в 1967). Пакистанская литература развивается с 1947 на основе национальной литературы урду, синдхи, панджабской, пушту, гуджаратской, белуджской, бенгальской (до 1971) и общего фольклорно-литературного и культурного наследия народов Северной Индии. В силу политических и идеологических условий доминирующее значение приобрела в литературном наследии народов Пакистан такая межнациональная литературная общность, как литература урду. В 50-60-х гг. зародилась письменная литература на языках и диалектах малых этнических групп (брагуи и др.). Литературы народов Пакистан длительное время развивались в тесном взаимодействии, что привело к сближению художественной образности и типологическому сходству, а распространённая в этом регионе религия ислам способствовала воздействию на литературный процесс персидских и, в меньшей степени, арабских литературных традиций. Для литературы конца 40-х гг. характерно усиление религиозно-общинных тенденций, стремление многих писателей отойти от традиций «индусской» литературы и противопоставить ей мусульманскую традицию. С этим связано усилившееся заимствование персидской и арабской лексики, усложнение поэтической образности, особенно в литературе на урду. Однако этим тенденциям было оказано сопротивление со стороны писателей, объединившихся в 1949 в Ассоциацию прогрессивных писателей Пакистан (АППП) во главе с А. Н. Касми (родился 1916), вскоре запрещенную властями. В 1955 на её основе возникла Ассоциация свободомыслящих писателей, также просуществовавшая недолго. Писатели модернистского толка объединились в «Кружок любителей изящного», их основной печатный орган - журнал «Адаби дунья». В 1959 при поддержке властей была создана «Гильдия писателей Пакистана», основная задача которой - защита профессиональных прав писателей. В 1972 восстановлена АППП, однако её влияние распространяется на сравнительно узкий круг писателей. С образованием Народной Республики Бангладеш (1971) начинается новый этап истории литературы на бенгальском языке. Главенствующими в литературе Пакистан являются реалистическое и отчасти романтическое направления (главным образом в поэзии). В 50-60-е гг. значительное распространение получили различные модернистские течения. С середины 60-х гг. отмечается влияние маоистских и религиозно-шовинистических идей. Большое внимание уделяется переводам - как взаимным с языков народов Пакистан, так и с западноевропейских языков. Опубликованы переводы произведений русской классики (Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь и др.) и современной литературы (М. Горький, Н. А. Островский, М. А. Шолохов, В. В. Маяковский, К. Г. Паустовский и др.). Наиболее известными поэтами урду являются Джош Малихабади (родился 1898), Фаиз Ахмад Фаиз (родился 1911), А. Н. Касми (выступающий и как прозаик), Захир Кашмири (родился 1919), Эхсан Даниш (родился 1914), Фариг Бухари, Катиль Шифаи, Хабиб Джалеб, Абдул Матин Ариф. В группу поэтов-модернистов входили Мираджи (1910-49), Н. М. Рашид, Джилани Камран и другие. Развиваются прозаические жанры - роман и рассказ. Наиболее популярные прозаики - реалисты С. Х. Манто (1912-1955), Гулам Аббас (родился 1909), Мирза Адиб (родился 1914), Ибрахим Джалис, Шаукат Сиддики, Хадиджа Мастур, Хаджра Масрур, Абдулла Хусейн, Джамила Хашми, Азиз Ахмад, Кудратулла Шахаб, Интизар Хусейн, Ашфак Ахмад. Широкое распространение получила «массовая» литература - детективный и мусульманский романы (М. Ислам, Раис Ахмад Джафри, Насим Хиджази, Рашид Ахтар). С пьесами выступили Мирза Адио, Асгар Батт, Бано Кудсия и др. Наиболее значительные литературно-критические исследования принадлежат Саиду Абдулле, Саиду Вакару Азиму, Мухаммаду Садику, Абуллаису Сиддики, Шаукату Сабзвари, Мумтазу Хусейну, Вазиру Аге (теоретику модернизма). На урду издаются литературные журналы «Нукуш», «Фунун», «Афкар», «Адаб-е латиф» и др. Патриотическими идеями пронизано творчество писателей синдхи (поэзия Шейха Аяза, Абдура Раззака, Хари Дилгира, проза Г. Х. Балуча, Анджама Халаи, Мухаммада Хасана Саза, Джамалуддина Абру). К АППП примыкал «Литературный союз Синда» (основан в 1946). Большую работу по собиранию и публикации синдхского фольклора проводит «Литературное бюро Синдэ». Проза заметно отстаёт от поэзии, драматургия представлена слабо. Основной литературный журнал - «Мехран». Заметны успехи поэзии пушту: Сайд Рахан Захейли (1886-1963), Самандархан Самандар (родился 1901), Амир Хамза Шинвари (родился 1907), Фазл Хак Шейда, Санаубар Хусейн Моманд и др. Проза активно развивается лишь после образования Пакистан Наиболее видные прозаики: Мастер Абдулкарим (1908-61), Хафиз Мухаммад Идрис (родился 1915), Вали Мухаммад-хан Туфан (родился 1919), Аджмал Хаттак (родился 1925), Сеид Мир Махди Шах Махди (родился 1926), Каландар Моманд (родился 1930) и др. Драма и литературная критика на пушту развиты меньше. Произведения панджабских писателей публикуются в журналах «Панджаби» (с 1951), «Пандж-дарья» (с 1958), «Панджаби адаб» (с 1963). Издание классической литературы осуществляет Панджабская академия (основана в 1956). Преимущественно развивается поэзия. Поэты старшего поколения Факир Мухаммад Факир, Саин Фироз, Маула Бахш Кушта и др. тяготеют к формализму. В русле традиционной поэзии остаются такие поэты, как Чираг Дин Даман, Хамдам, Джошуа Фазладдин, Абдул Маджид Бхатти. Новое поколение поэтов находится под влиянием западной литературы: Афзал Рандхава, Ахмад Рахи, Мунир Ниязи. Начала формироваться проза (Афзал Эхсан) и литературоведение (Мирза Макбул Бадахшани, Шариф Кунджахи, Мухаммад Асиф-хан). Для литературы 70-х гг. характерно пристальное внимание к классическим традициям панджабской литературы, к фольклорному наследию, а также обращение многих литераторов, писавших прежде на урду, к панджаби (Фаиз Ахмад Фаиз, Ахмад Салим, Афзал Рандхаваи др.).
Белуджская литература формируется в 60-70-е гг. С патриотическими стихами выступают Гуль-хан Насир (родился 1914), Азад Джамалдини (родился 1918), Мухаммад Хусейн Анка. В журналах «Уман» и «Навае ватан» опубликовал свои произведения Абдул Хаким Хакгу (родился 1912), Абдул Рахим Сабир (родился 1919), Мухаммад Исхак Шамим (родился 1923). Первые рассказы опубликовали Бадбан Рики, Абдулла Джан Джамалдини, Гулам Мухаммад Шахвани. Создана Белуджская академия (1959), возникли первые литературные кружки.
Лит.: Фаиз Ахмад Фаиз, Многообразие и жизненная сила (О современной литературе и театре Пакистана), «Иностранная литература», 1964, № 4; Сухочёв А. С., Заметки о Гильдии писателей Пакистана, «Краткие сообщения Института народов Азии АН СССР», М., 1965, № 80; Глебов Н., Сухочёв А., Литература урду, М., 1967; Рассказы писателей Пакистана, пер. с урду, М., 1965; «Браслеты». Новеллы пуштунских писателей Западного Пакистана, М., 1967; Из современной пакистанской поэзии, М., 1973; Bausani A., Storia delle litterature del Pakistan, Mil., 1958. На территории Пакистан раскопками открыты остатки энеолитических сельских поселений 4-3-го тыс. до н. э. (Амри, Рана-Гхундаи и др.) с домами из камня и сырцового кирпича, руины каменных плотин, террас. Найдены гончарные изделия с росписью, металлические украшения, глиняные статуэтки женщин и животных. Одно из ранних регулярно спланированных городских поселений обнаружено в местечке Кот-Диджи (к Ю. от Хайрпура, примерно 3-е тыс. до н. э.). В долине р. Инд открыты города Мохенджо-Даро и Хараппа, центры одной из древнейших в мире высокоразвитых городских цивилизаций - хараппской (около середины 3 - середины 2-го тыс. до н. э.). После упадка цивилизации Хараппы следующий важный этап развития художественной культуры также прослеживается в районе Инда. Средоточием её явилась северная область Гандхара. Здесь к 1 в. сложилось своеобразное искусство, достигшее высокого развития в период расцвета Кушанского царства. От этого времени сохранились остатки гражданских (в Таксиле и др.) и культовых сооружений - ступ, чайтья, буддийских монастырей (Дхармараджика и Джаулиан в Таксиле и др.). Ступы украшались скульптурой (рельефы, лепнина, статуи Будды, бодхисатв, гениев и др.), а также росписями (60 скальных ступ в Мингоре, близ Сайду). Арабы, захватившие в 8 в. Синд, не оставили значительных памятников. Лишь близ Карачи обнаружены остатки города-порта Банбхора с массивными каменными укреплениями и мечетью. Коренные изменения наблюдаются после 11 в., когда в бассейне Инда окончательно закрепились мусульманские феодалы, выходцы с Ближнего и Среднего Востока, и наступил период активного проникновения в местную культуру привнесённых извне художественных традиций и религии ислама. Проявляются новые для Пакистан типы сооружений: мечети, минареты, мавзолеи. Возникают многочисленные укрепленные резиденции, оборонительные сооружения в стратегически важных городах и пунктах (в Мултане, Пешаваре, Лахоре). Массовые здания - глинобитные или из сырцового кирпича, с деревянным каркасом. Монументальные постройки возводятся главным образом из обожжённого кирпича, в их отделке широко применяются панели, заполненные мозаичными узорами из плиток синего, белого, зелёного и жёлтого цветов, резьба по дереву. В культовой архитектуре 13-15 вв. заметно влияние крепостного зодчества (мавзолей Рукни-Алам в Мултане, 14 в., с наклонными стенами и мощными бастионами). Большое строительство развернулось в 16-17 вв. при Великих Моголах. Города обносились массивными стенами с башнями и воротами, окружались кольцом садов. Вне городских стен сооружались мощные форты с дворцами, правительственными и культовыми зданиями. В крупнейший укрепленный город-резиденцию превратился Лахор. Значительные постройки 16-17 вв. сохранились в Татте: мечеть Шах-Джахана, мавзолеи кладбища на холме Макли - Мирза Иса Хана и др. В связи с тем что ислам осуждал воспроизведение живых существ, развитие скульптуры тормозилось, изображения животных и человека распространены были преимущественно в миниатюрной живописи. Наивысшего расцвета в 16-17 вв. достигла могольская миниатюра (см. Могольская школа). В 18 в. с общим упадком страны, вызванным распадом Могольской империи и вторжением иранских и афганских завоевателей, наметился упадок в развитии местной архитектуры и изобразительного искусства, усилившийся в период английского колониального господства (середине 19 в.- 1947). Многие старинные города и ремесленные центры угасают. Во 2-й половине 19 в. возникают и развиваются города, в которых строятся сооружения новых типов: порты, вокзалы, муниципалитеты. В конце 19 - 1-й половине 20 вв. заметно подражание постройкам 17 в. с их куполками, аркадами, орнаментной резьбой по камню или цветными глазурованными плитками. В строительстве принимают участие английские зодчие. Они привносят в архитектуру формы английской неоклассики и неоготики. После образования Пакистан (1947) в стране интенсивно развивается строительство. Проявляются новые города (Даудхейль, Новый Кхаур), регулярно распланированные, застроенные главным образом малоэтажными домами с внутренними двориками. Строится новая столица Исламабад. Продолжается строительство мечетей и мавзолеев в традиционных формах, с использованием современных конструкций. Развивается изобразительное искусство. На традиции могольской миниатюры и древнейших индийских росписей опираются живописцы А. Р. Чугтаи, А. Бакш, Ф. Рахамини и др. Реалистическое направление европейского толка представляют художники Гулги и др. На путь подражания западному модернизму стали живописцы Ш. Али, Садекуайн, живописец и скульптор З. Агха. Декоративно-прикладное искусство представлено такими древнейшими видами кустарного производства, как обработка металла, гончарство, ковроделие, вышивка, резьба по кости и дереву.
Лит.: Короцкая А. А., Архитектура Пакистана, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 11, М., 1973; Painting in Pakistan, Karachi, [s. 1. -]; Rajput A. B., Architecture in Pakistan, Karachi, 1963; Jalal Uddin Ahmed, Art in Pakistan, 3 ed., Karachi, 1964; Muslim architecture and art treasuries in Pakistan, Karachi, 1965. Музыкальное искусство Пакистан вобрало культурные ценности, созданные на протяжении столетий народами Индии, Афганистана и Ирана. Наиболее самобытна народная музыка, имеющая в каждом районе локальные формы, традиции исполнительского искусства. Профессиональная (или классическая) музыка по содержанию, выразительным средствам и технике исполнения более сложна - она богато орнаментирована и насыщена тонкими эмоциональными нюансами. Каждое произведение как инструментальное, так и вокальное, импровизируется на основе одного из традиционных ладо-ритмических построений - раги. В музыке Пакистан различают 7 основных тонов, аналогичных европейской системе, хотя в отличие от неё строй не темперирован и октава содержит 22 интервала менее полутона, неравных между собой (шрути). Среди известных музыкантов прошлого (13-16 вв.): Амир Хусро, Султан Хусейн Шарки, Миани Тансаин и Вашид Али Шах; в начале 20 в.- Диджекдралал, Раджаниканта, Назрул Ислам, Атулпрошад. Музыкальная жизнь 60 - начала 70-х гг. характеризуется появлением новых форм и жанров (песни, музыка для кино), которые включают приёмы европейской музыки. В этой области работают композитор Хуршид Анвар, Махди Захир, Сохайл Раана и др. Популярностью пользуются вокалисты - исполнители раг Рошан Ара Бегум, Фердауси Бегум, Мехди Хасан, инструменталисты - Мунир Сархади, Абдул Рашид Бинкар, Усад Аллах Датта. Подготовка профессиональных музыкантов ведётся в музыкальном центре в Карачи. В 1956 в Лахоре проводилась первая музыкальная конференция. Учрежден Национальный совет искусств, цель которого - пропаганда достижений в области музыки и танца.
Лит.: Энайетуллах А., Два десятилетия музыки в Пакистане, в сборнике: Музыка народов Азии и Африки, М., 1973, с. 332-44; The cultural heritage of Pakistan, ed. by S. М. lkram, [Karachi], 1955, p. 45-60. После образования Пакистан выпускались хроника и короткометражные документальные фильмы. В 1948 поставлен художественный фильм «Тери Яад» (режиссер Д. Сардари Лал). Большая часть кино-продукции Пакистан- коммерческие сентиментальные мелодрамы. Исключением являются фильмы: «Настанет день» (1958, режиссер А. Кардар), «Нида» и «Сима» (оба 1967, режиссер Ш. Малик) - реалистические кинопроизведения, отражающие насущные жизненные проблемы народа. С 1970 кинокартины выходят не только на панджаби и урду, но и на синдхи, пушту, гуджарати и др. местных языках. Работают киностудии в Лахоре и Карачи. Среди деятелей кино (1973): Л. Ахтар, И. Шахзад, М. Анвар, Ш. Ара, Алаудин, М. Али, Нишо, Надим, Сайка. В 1972 выпущено 100 художественных фильмов; в 1973 работало 350 кинотеатров.
Статья про "Пакистан" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 827 раз |
TOP 20
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||