Притча

Определение "Притча" в Большой Советской Энциклопедии


Притча, дидактико-аллегорический жанр литературы, в основных чертах близкий басне. В отличие от неё форма Притча 1) возникает лишь в некотором контексте, в связи с чем она 2) допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может редуцироваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, особую символическую наполненность; 3) с содержательной стороны Притча отличается тяготением к глубинной «премудрости» религиозного или моралистического порядка. Притча в своих модификациях есть универсальное явление мирового фольклорного и литературного творчества. Однако для определённых эпох, особенно тяготеющих к дидактике и аллегоризму, Притча была центром и эталоном для др. жанров, например «учительная» проза ближневосточного круга (Ветхий завет, сирийские «Поучения Ахикара» и др.), раннехристиансокй и средневековой литературы (см. притчи Евангелий, например Притча о блудном сыне). В эти эпохи, когда культура читательского восприятия осмысляет любой рассказ как Притча, господствует специфическая поэтика Притча со своими законами, исключающими описательность «художественной прозы» античного или новоевропейского типа: природа и вещи упоминаются лишь по необходимости, действие происходит как бы без декораций, «в сукнах». Действующие лица Притча, как правило, не имеют не только внешних черт, но и «характера» в смысле замкнутой комбинации душевных свойств: они предстают перед нами не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора. В конце 19 и в 20 вв. ряд писателей видит в экономности и содержательности Притча образец для своего творчества. Попытку подчинить прозу законам Притча предпринял Л. Н. Толстой. На многовековые традиции Притча опирался Ф. Кафка, а также интеллектуалистическая драматургия и романистика Ж. Притча Сартра, А. Камю, Ж. Ануя, Г. Марселя и др., исключающие «характеры» и «обстановочность» в традиционном понимании. Притча продолжает сохранять привлекательность для писателей, ищущих выхода к этическим первоосновам человеческого существования (ср. роль ходов Притча у Б. Брехта).
 



  Лит.: Добротворский С., Притча в древне-русской духовной письменности, «Православный собеседник», 1864, апрель; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 2 изд., Л., 1971; Jeremias J., Die Gleichnisse Jesu, 5 Aufl., Gött., 1958; Lambert W., Babylonian wisdom literature, Oxf., 1960.
  С. С. Аверинцев.



"БСЭ" >> "П" >> "ПР" >> "ПРИ" >> "ПРИТ"

Статья про "Притча" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 220 раз
Бургер двойного помола
Креветки с газировкой

TOP 20