БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Рафаэль

Значение слова "Рафаэль" в Большой Советской Энциклопедии


Рафаэль [собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] [26 или 28.3 (по др. данным, 6.4). 1483, Урбино, — 6.4.1520, Рим], итальянский живописец и архитектор. Искусство Рафаэль, привлекающее
Рафаэль. «Триумф Галатеи». 1513. Фрагмент фрески Виллы Фарнезина в Риме.
своей гармоничностью, с наибольшей ясностью воплотило в себе гуманистические представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения.

  Рафаэль родился в семье живописца Джованни Санти. В 1500 переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино. Уже в ранних произведениях Рафаэль, в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон; «Три грации», Музей Конде, Шантийи; «Мадонна Конестабиле», Эрмитаж, Ленинград; все три — около 1500—02). Покинув мастерскую Перуджино, Рафаэль создаёт алтарный образ «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино «Передача ключей»; композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения. В 1504 Рафаэль отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. В живописи Рафаэль появляется больше действия, но общая система композиции по-прежнему остаётся строго уравновешенной («Св. Георгий», около 1504—05, Национальная галерея, Вашингтон). Славу Рафаэль приносят многочисленные алтарные образы; его мадонны 1504—08, полные чистой материнской прелести, либо держат младенца на руках («Мадонна Грандука», Галерея Палатина, Флоренция), либо сидят на зелёной лужайке, а младенец Христос играет с младенцем Иоанном («Мадонна в зелени», Художественно-исторический музей, Вена; «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», или т. н. «Прекрасная садовница»). Менее удалась Рафаэль многофигурная композиция, рассчитанная на драматический эффект («Положение во гроб», 1507, Галерея Боргезе, Рим). В 1508 Рафаэль через Браманте получает от папы II">Юлия II приглашение в Рим (для работ в Ватиканском дворце); в Риме мастер ближе знакомится с античными памятниками, принимает участие в раскопках. Здесь Рафаэль создаёт наиболее капитальное произведение — росписи парадных зал (т. н. станц) Ватиканского дворца. Содержание этих фресок бесконечно шире их официальной программы (прославление католической церкви и папы римского): в них воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физической природы и духовных сил. В многолюдных, торжественно-величавых композициях станц действие почти всегда происходит на фоне или внутри ренессансных зданий. Рафаэль удалось блестяще связать изображенное пространство с реальным, не создав при этом впечатления обмана зрения. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера и Сила» с примерами из истории светского и церковного права), а также соответствующие аллегорические фигуры, библейские и мифологические сцены (на плафоне). Во 2-м зале (Станца д"Элиодоро, 1511—14), где с особой силой проявилось дарование Рафаэль — мастера светотени, находятся фрески на историко-легендарные темы («Изгнание Элиодора», «Встреча Льва I с Аттилой», «Месса в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы»). Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях 3-го зала (Стацца дель Инчендио, 1514—1517), что объясняется не только всё большим участием учеников, но и воздействием усиливавшейся реакции, поколебавшей гуманистические принципы искусства Рафаэль К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэль над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (1515—16, итальянских карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и др. собрания). Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска «Триумф Галатеи» на вилле Фарнезина в Риме (1514).

  В Риме достигает зрелости талант Рафаэль-портретиста; в портретах он передаёт прежде всего наиболее устойчивые черты характера персонажей, например: сдержанную властность Юлия II (около 1511, Галерея Уффици, Флоренция), надменность неизвестного кардинала (около 1512, Прадо, Мадрид), душевную мягкость «Женщины в покрывале» («Донна велата», около 1513, Галерея Палатина), приветливость, обходительность Б. Кастильоне, близкого друга Рафаэль, изнеженность папы-эпикурейца Льва Х («Лев Х с кардиналами», около 1518, Галерея Палатина). В римских мадоннах Рафаэль настроение идиллии уступает место более глубокому чувству материнства («Мадонна Альба», около 1510—11, Национальная галерея, Вашингтон; «Мадонна ди Фолиньо», около 1511—12, Ватиканская пинакотека; «Мадонна в кресле», около 1516, Галерея Палатина). Самое совершенное произведение Рафаэль — «Сикстинская мадонна» (1515—19, Картинная галерея, Дрезден), гармонически сочетающая в себе настроения тревоги и глубочайшей нежности. В последние годы недолгой жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что передоверял выполнение многих из них [фрески в «лоджии Психеи» виллы Фарнезина (1514—18), а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана (1519)] своим помощникам и ученикам (Джулио Романо, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами; в этих произведениях отчётливо проявляется тяготение к маньеризму. Позднейшим, неоконченным алтарным образом Рафаэль является «Преображение» (1519—1520, Ватиканская пинакотека).

  Исключительное значение имеет деятельность Рафаэль-архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—20). Рафаэль также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба — в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Рафаэль архитектора Дж. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В этих произведениях Рафаэль неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик. Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Рафаэль, является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком.

  Хотя Рафаэль и не имел среди своих учеников достойных преемников, его искусство долгое время сохраняло значение непререкаемого авторитета и образца (его примером вдохновлялись Н. Пуссен, А. А. Иванов и др.). Однако на наследие Рафаэль опирались и защитники академизма, видевшие в его произведениях высшие образцы идеализирующего искусства; поэтому противники академизма нередко выступали против Рафаэль, недооценивая при этом истинные, глубоко реалистичные основы его творчества.

 

  Лит.: Рафаэль Санти. [Альбом. Вступит. ст. А. Габричевского], М., 1956; Алпатов М. В., Этюды по истории западноевропейского искусства, [2 изд., М., 1963J, с. 75—116; Гращенков В. Н., Рафаэль, М., 1971; Fischel О., Raphael, v. 1—2, L., [1948]; Dussler L., Rarfael. Kritisches Verzeichnis der Gemälde, Wandbilder und Bildteppichen, [Münch., 1966]; Raffaello, v. 1—2, Novaга, 1968.

  М. В. Алпатов.

Рафаэль. «Триумф Галатеи». 1513. Фрагмент фрески Виллы Фарнезина в Риме.
Рафаэль. «Триумф Галатеи». 1513. Фрагмент фрески Виллы Фарнезина в Риме.


Рафаэль. Автопортрет. 1506. Галлерея Уффици. Флоренция.
Рафаэль. Автопортрет. 1506. Галлерея Уффици. Флоренция.


Рафаэль. «Синкстинская мадонна». 1515—19. Дрезденская картинная галлерея.
Рафаэль. «Синкстинская мадонна». 1515—19. Дрезденская картинная галлерея.


Рафаэль. «Афинская школа». Фреска в Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1509—11. Фрагмент.
Рафаэль. «Афинская школа». Фреска в Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1509—11. Фрагмент.


Рафаэль. «Диспута». 1509. Фрагмент. Фреска «Старца делла Сеньягура» папского дварца в Ватикане.
Рафаэль. «Диспута». 1509. Фрагмент. Фреска «Старца делла Сеньягура» папского дварца в Ватикане.


Рафаэль. «Обручение Марии». 1504. Фрагмент. Пинакотека Брера. Милан.
Рафаэль. «Обручение Марии». 1504. Фрагмент. Пинакотека Брера. Милан.


Рафаэль. Фрески «Парнас» и «Афинская школа» в Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1509—11.
Рафаэль. Фрески «Парнас» и «Афинская школа» в Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1509—11.


Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1515—16. Лувр. Париж.
Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1515—16. Лувр. Париж.


Рафаэль и Дж. Да Сангалло. Палаццо Пандольфини во Флоренции. С 1520.
Рафаэль и Дж. Да Сангалло. Палаццо Пандольфини во Флоренции. С 1520.


Рафаэль. «Мадонна в кресле». 1514—15. Галерея Питти. Флоренция.
Рафаэль. «Мадонна в кресле». 1514—15. Галерея Питти. Флоренция.


Рафаэль. «Афинская школа». 1510—1511. Фрагмент. Фреска «Старца делла Сеньягура» папского дварца в Ватикане.
Рафаэль. «Афинская школа». 1510—1511. Фрагмент. Фреска «Старца делла Сеньягура» папского дварца в Ватикане.


Рафаэль. Капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме. 1512—1520. Интерьер.
Рафаэль. Капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме. 1512—1520. Интерьер.


Рафаэль. «Три грации». 1500—02. Музей Конде. Шантийи.
Рафаэль. «Три грации». 1500—02. Музей Конде. Шантийи.


Рафаэль. «Положение во гроб». 1507. Галерея Боргезе. Рим.
Рафаэль. «Положение во гроб». 1507. Галерея Боргезе. Рим.


Рафаэль. «Месса в Больсене». 1512. Фреска «Станца д
Рафаэль. «Месса в Больсене». 1512. Фреска «Станца д"Элиодоре» в папском дворце в Ватикане. Фрагмент.


Рафаэль. «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем». 1507. Лувр. Париж.
Рафаэль. «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем». 1507. Лувр. Париж.


Рафаэль. Портрет папы Льва Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси. Около 1518. Галерея Палатина. Флоренция.
Рафаэль. Портрет папы Льва Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси. Около 1518. Галерея Палатина. Флоренция.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Рафаэль"

Рафаловка | Буква "Р" | В начало | Буквосочетание "РА" | Рафи ибн Лейса восстание


Статья про слово "Рафаэль" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 3225 раз


Интересное