Автопортрет

Определение "Автопортрет" в Большой Советской Энциклопедии


Боттичелли С. «Поклонение волхвов»
Автопортрет, портрет художника, выполненный им самим (большей частью при помощи одного или нескольких зеркал). В Автопортрет художник непосредственно выражает своё самосознание, оценку собственной личности, свои творческие принципы; во многих Автопортрет с большой остротой воплощено единство личных и общественных начал — ощущение художником причастности своей судьбы к судьбам поколений и классов, к взлётам и упадкам искусства. Нередко, однако, художник изображает себя лишь в качестве наиболее доступной модели для различных художественных поисков, экспериментов. Изображение себя художником известно уже в античном (Фидий) и средневековом (скульпторы 14 в. — новгородец Аврам и П. Парлерж в Чехии) искусстве. Живописцы итальянского Раннего Возрождения (Мазаччо, Доменико Гирландайо, Боттичелли) часто вводили свои изображения в сюжетные религиозные композиции. Как разновидность портретного жанра Автопортрет сложился в 16 в.: в искусстве Высокого Возрождения (Рафаэль, Автопортрет Дюрер) он выражает возросшее общественное значение художника, его самоутверждение, в искусстве маньеризма — замкнутость, неустойчивость внутреннего мира мастера, порожденную кризисом ренессансных идеалов; наконец, крупнейшие живописцы Позднего Возрождения (Тициан, Тинторетто) раскрывают зрителю драматическую судьбу творческой личности, отстаивающей свою духовную независимость. Эта психологическая напряжённость находит развитие в Автопортрет-исповеди 17 в., где нередко раскрываются социальный облик художника, его отношение к миру и обществу, его полная достоинства позиция борца за свои убеждения (Н. Пуссен, П. П. Рубенс и особенно Рембрандт, автор беспримерной по многообразию и психологической глубине серии Автопортрет). Автопортрет 18 в. (Ж. Б. Шарден, Дж. Рейнолдс, Ф. И. Шубин) большей частью переносят художника в интимную рабочую или семейную обстановку, подчёркивая интеллектуальные усилия творчества, зоркость анализирующего взгляда. Крупные художники 19 в. (Ж. Л. Давид, О. Рунге, О. Автопортрет Кипренский, Г. Курбе, И. Н. Крамской) не только утверждают ценность творческой личности и её богатой духовной жизни, но и видят в себе олицетворение типичных устремлений своего поколения, своей социальной группы. На рубеже 19 и 20 вв. Автопортрет часто избираются для выражения личного мироощущения, собственной живописно-пластической концепции мастера (П. Сезанн), его внутренней духовной экспрессии (В. ван Гог, М. Автопортрет Врубель). В прогрессивном реалистическом искусстве 20 в. (К. Кольвиц, Д. Ривера, Р. Гуттузо), и в том числе в советском искусстве (С. Т. Коненков, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский), лучшие Автопортрет выражают единство личного и общенародного, осознание художником своего общественного назначения.
Лит.: Gesser М., Das Selbstbildnis, Z., 1961.




Ван Гог В. Автопортрет
Давид Ж. Л. Автопортрет
Дюрер А. Автопортрет
Кипренский О. А. Автопортрет
Крамской И. Н. Автопортрет
Мастер Аврам. Автопортрет
Пуссен Н.
Рейнольдс Дж. Автопортрет
Тициан. Автопортрет

"БСЭ" >> "А" >> "АВ" >> "АВТ" >> "АВТО"

Статья про "Автопортрет" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 456 раз
Пицца в сковороде
Пицца в чугунной сковородке

TOP 20