Тинторетто Якопо

Определение "Тинторетто Якопо" в Большой Советской Энциклопедии


Тинторетто. «Бегство в Египет». Фрагмент
Тинторетто (Tintoretto; собств. Робусти, Robusti), Якопо (29.9.1518, Венеция, — 31.5.1594, там же), итальянский живописец венецианской школы. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. С 1539 работал самостоятельно. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах («Рождение Иоанна Крестителя», конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина «Чудо св. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером. В 50—60-х гг. 16 в. окончательно складывается индивидуальный стиль Т. Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к головокружительным пространственным построениям. Т. любит асимметрические разорванные композиции с прорывами в глубину, использует мощные световые эффекты; чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Т., всё более утрачивают свою яркость, обретая большую эмоциональную напряжённость [«Введение Марии во храм», около 1555, церковь Санта-Мария дель Орто, Венеция; «Спасение Арсинои», Картинная галерея, Дрезден; 3 картины на темы легенды о св. Марке, 1562—64, Галерея Академии, Венеция и Галерея Брера, Милан (см. илл.)]. Главная его работа — цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565—88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Особое внимание он уделял здесь изображению народа («Поклонение пастухов», «Крещение» и др.), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений («Бегство в Египет» и др.). Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. («Битва при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592—94). Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Т. писал также портреты, лучшие из которых предвосхищают своим тонким психологизмом искусство Рембрандта.



Тинторетто. «Битва на море и на суше» («Похищение Елены»). Фрагмент
Проникнутое бунтарским духом творчество Т. ярко отражало идейные, в частности религиозные, брожения 2-й половины 16 в. и отвечало запросам демократических масс) до которых докатились отголоски Реформации. Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. С художниками барокко его связывают живописный пафос и «бесконечность» пространственных построений. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения.
Лит.: Виппер Б. Р., Тинторетто, М., 1948; Tietze Н., Tintoretto, L., 1948; Newton Е., Tintoretto, L., [1952].
  В. Н. Лазарев.



Тинторетто. «Введение во храм»
Тинторетто. «Вознесение»
Тинторетто. «Мученичество св. Екатерины»
Тинторетто. «Нахождение тела св. Марка»
Тинторетто. «Несение креста»
Тинторетто. «Поклонение пастухов»
Тинторетто. «Происхождение Млечного Пути»
Тинторетто. «Распятие»
Тинторетто. «Рождение Иоанна Крестителя»
Тинторетто Я. Автопортрет

"БСЭ" >> "Т" >> "ТИ" >> "ТИН"

Статья про "Тинторетто Якопо" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 491 раз
Пицца в сковороде
Морской Гребешок в беконе

TOP 20