Фреска

Определение "Фреска" в Большой Советской Энциклопедии


Фреска (от итал. fresco, буквально — свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую Фреска долговечной; Фреска называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой, является основной техникой стенных росписей. Штукатурка (грунт) составляется обычно из 1 части гашёной извести, 2 частей минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка или дроблёный кирпич), иногда — с органическими добавками (солома, пенька, лён и т.д.), предохраняющих грунт от растрескивания. Для Фреска годны краски, которые не вступают в соединения с известью. Палитра Фреска довольно сдержанна; применяются главным образом земляные натуральные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т.д., реже краски медного происхождения (голубец и др.), а также киноварь. Все синие и чёрные краски (реже — другие) наносятся на уже сухую штукатурку с помощью клея. Фреска позволяет пользоваться тонами во всю их силу, но при письме приходится учитывать, что краски, высыхая, сильно бледнеют. Важную роль во Фреска играют лессировки, однако при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и тускнеет. Кроме собственно Фреска, с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко).


Фреска была распространена уже в Эгейском искусстве (2-е тыс. до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков н. э. росписи, близкие по технике к Фреска, начали создаваться у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали Фреска по сухому с помощью темперы. Этот приём был характерен и для средневековой Фреска, получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси (10—12 вв. и 14—17 вв., когда работали Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий), Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и др. стран. Большого подъёма искусство Фреска достигло в творчестве мастеров эпохи Возрождения в Италии (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др. в 14—16 вв.). С 16 в. в Италии распространилась «чистая» Фреска (буон Фреска) без применения темперы. Для Фреска этого и последующего времени характерны 2-слойные грунты, верхний из которых наносился на тот участок, который живописец предполагал закончить за 1—2 дня. Традиции Фреска жили в декоративных росписях 17—18 вв. В 19 в. к Фреска обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители «модерна» (Фреска Ходлер в Швейцарии и др.). Многие прогрессивные мастера 20 в. работают в технике Фреска (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.). Палитра современных Фреска пополнена многими новыми, синтетическими красителями.
В СССР в популяризацию техники Фреска значительный вклад внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышев и др.



Лит.: Шмид Г., Техника античной фрески и энкаустики, пер. с нем., [М.], 1934; Бодуэн П., Техника фресковой живописи, пер. с франц., [М.], 1938; Чернышев Н. М., Искусство фрески в древней Руси, М., 1954; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973.



"БСЭ" >> "Ф" >> "ФР" >> "ФРЕ"

Статья про "Фреска" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 517 раз
Бургер двойного помола
Яйца в кляре

TOP 20