БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Стенные росписи

Значение слова "Стенные росписи" в Большой Советской Энциклопедии


Стенные росписи, картины и орнаменты, исполненные красками непосредственно на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и др. материалах, закрепленных на различных поверхностях
Джотто. «Возвращение Иоакима к пастухам». 1304—06. Капелла дель Арена. Падуя.
архитектурных сооружений. Стенные росписи, которые выполняются преимущественно средствами фрески, клеевой живописи, темперы, восковой живописи, масляной живописи, являются областью монументального искусства (иногда к Стенные росписи условно относят мозаику). Нередко Стенные росписи не включают фигуративных изображений и носят чисто орнаментальный характер, что особенно типично для народного искусства (см. Роспись декоративная).

  К древнейшим образцам Стенные росписи относятся пещерные изображения, появившиеся ещё в эпоху позднего палеолита, и наскальные изображения. Плоскостные росписи зданий, включающие культовые, батальные и жанровые сцены, были распространены в Древнем Египте (особенно в 3—1м тыс. до н. э.). Ко 2-му тыс. до н. э. относятся древнейшие Стенные росписи в Китае, к 1-му тыс. до н. э. — в Урарту. Ко 2-му тыс. до н. э. восходят Стенные росписи Эгейского мира, отличающиеся динамикой композиционных решений. Мастерами Древней Греции создавались настенные картины, отмеченные тяготением к пространственной убедительности изображений, получившим развитие в Стенные росписи Древнего Рима. Если в 7—8 вв. среднеазиатские здания (храмы и дворцы в Варахше, Пенджикенте и др. центрах) украшались Стенные росписи с фигурными изображениями, то в мусульманском средневековом искусстве Средней Азии, Ирана и Переднего Востока получили распространение чисто орнаментальные росписи. Богатейшие Стенные росписи пещерных сооружений характерны для средневекового Китая (Дуньхуан) и Индии (Аджанта).

  В средневековой Европе Стенные росписи, проникнутые высокой одухотворённостью и расположенные в строго определенном иерархическом порядке, стали одним из важнейших видов живописи в Византии, Грузин, на Балканах, в Древней Руси. К ранним примерам древнерусских Стенные росписи принадлежат росписи церквей в Киеве, Новгороде, Владимире (11—12 вв.); нового подъёма искусство древнерусских Стенные росписи достигло в 14—16 вв. в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия. В рус. искусстве 17 в. техника Стенные росписи особенно интенсивно развивается в приволжских городах (Ярославль, Кострома и др.) и в Москве. В Западной Европе остроэкспрессивные, нередко напряжённо-драматич. Стенные росписи характерны для построек романского стиля, в готических зданиях Западной и Центральной Европы, почти лишённых сплошных гладких стен, они были вытеснены витражами.

  Новый этап в эволюции Стенные росписи наступил в эпоху Возрождения в Италии, где художники (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.) достигли в своих Стенные росписи глубокой реалистичности изображений, нередко насыщенных гражданским пафосом. Ренессансным Стенные росписи свойственны тенденции к иллюзорному расширению реального пространства, в связи с чем в них постоянно встречаются имитации архитектурных мотивов и скульптуры. Тяготение к иллюзорному прорыву плоскости стены усилилось в Стенные росписи барокко, приобретающих преимущественно декоративный характер. В 17—18 вв. Стенные росписи нередко вытеснялись гобеленами, зеркалами, обоями, а живопись использовалась главным образом для украшения потолков (см. Плафон). В Стенные росписи классицизма 18 — начале 19 вв. преобладали изображения скульптуры (в технике гризайли), архитектурных форм, пейзажа. Мастера 19 в., возрождавшие тематические Стенные росписи, иногда обращались к наследию раннего итальянского Возрождения (например, нем. назарейцы), нередко впадая в эклектизм, свойственный большинству Стенные росписи этого периода. Обострённый интерес к Стенные росписи испытывали живописцы, близкие к стилю «модерн» и национально-романтическим направлениям (П. Пюви де Шаванн, М. Дени во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров в России), как правило, избегавшие «прорывов» картинной плоскости и тяготевшие к подчёркнуто ритмизованным колористическим и композиционным решениям. В современном искусстве капиталистических стран в настенную живопись интенсивно проникают черты формалистической стилизации, родственной абстрактному искусству или сюрреализму (М. Шагал во Франции, С. Спенсер в Великобритании, Р. Тамайов Мексике). Вместе с тем особая масштабность и эмоциональная доходчивость языка Стенные росписи привлекают к ней мастеров, стремящихся найти публицистически острое художественное выражение для прогрессивно-демократических идей (Д. Ривера, Х. К. Ороско, Д. А. Сикейрос в Мексике, Х. Эрни в Швейцарии, А. Рефрежье в США). Необычайно обогащается в 20 в. техника Стенные росписи (например, мексиканские «муралисты» применяют для них новые пироксилиновые краски).

  В СССР развитию искусства Стенные росписи способствуют широкий размах строительства, создание величественных общественных зданий и мемориальных ансамблей, интерес художников к общественно-воспитательным аспектам проблемы синтеза искусств. В 1920—40-е гг. в области настенной живописи успешно выступили Ч. Ахмаров. Д. А. Бруни, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Е. Е. Лансере, В. А. Фаворский. Среди мастеров, выдвинувшихся в 1950—1960-е гг., — А. В. Васнецов, Н. Ю. Игнатов, Б. П. Милюков, Б. А. Тальберг и др. искусство Стенные росписи успешно развивается также в ГДР (В. Вомака), Венгрии (Э. Домановский) и др. странах социализма.

 

  Лит.: Шмид Т., Техника античной фрески и энкаустики, пер. с нем., М., 1934; Жадова Л. А., Монументальная живопись Мексики. М., 1965; Воейкова И. Н., Художники-монументалисты, М., [1969]; Данилова И. Е., Итальянская монументальная живопись, М., 1970; Лазарев В. Н., Древнерусские мозаики и фрески XI—XV вв., М., 1973; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973: Philippot P., Die Wandmalerei, W. — Münch., [1972].

  Н. В. Воронов.

 

Джотто. «Возвращение Иоакима к пастухам». 1304—06. Капелла дель Арена. Падуя.
Джотто. «Возвращение Иоакима к пастухам». 1304—06. Капелла дель Арена. Падуя.


Ф. Ходлер. «Выступление йенских студентов в 1813». 1908—1909. Университет. Йена.
Ф. Ходлер. «Выступление йенских студентов в 1813». 1908—1909. Университет. Йена.


«Музыканты». Около 470 до н.э. Т.н. гробница леопардов в Тарквинии. Ныне — в Национальном музее в Тарквинии.
«Музыканты». Около 470 до н.э. Т.н. гробница леопардов в Тарквинии. Ныне — в Национальном музее в Тарквинии.


«Охота фараона». Фрагмент росписи из гробницы в Фивах. Клеевая живопись. Конец 15 в. до н.э. Британский музей. Лондон.
«Охота фараона». Фрагмент росписи из гробницы в Фивах. Клеевая живопись. Конец 15 в. до н.э. Британский музей. Лондон.


«Акробаты с быком». 16 в. до н. э. Кносский дворец. Ныне — в Археологическом музее в Ираклионе (Крит).
«Акробаты с быком». 16 в. до н. э. Кносский дворец. Ныне — в Археологическом музее в Ираклионе (Крит).


Е. Е. Лансере. «Строительство Москвы». 1933—34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала, Москва.
Е. Е. Лансере. «Строительство Москвы». 1933—34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала, Москва.


Х. Эрни. «Эйнштейн». 1954. Музей этнографии. Невшатель (Швейцария).
Х. Эрни. «Эйнштейн». 1954. Музей этнографии. Невшатель (Швейцария).


Гверчино. «Аврора». 1621. Плафон казино виллы Лудовизи. Рим.
Гверчино. «Аврора». 1621. Плафон казино виллы Лудовизи. Рим.


«Музыкантши». 15 в. до н.э. Гробница Нахта. Фивы.
«Музыкантши». 15 в. до н.э. Гробница Нахта. Фивы.


Д. Сикейрос. «Освобождение Мексики». 1941—42. Школа «Мексика». Чильян (Чили).
Д. Сикейрос. «Освобождение Мексики». 1941—42. Школа «Мексика». Чильян (Чили).


Дж. Б. Тьеполо. «Антоний и Клеопатра». Около 1750. Палаццо Лабиа. Венеция.
Дж. Б. Тьеполо. «Антоний и Клеопатра». Около 1750. Палаццо Лабиа. Венеция.


В. А. Фаворский. «Детский сад». 1933. Музей охраны материнства и младенчества. Москва.
В. А. Фаворский. «Детский сад». 1933. Музей охраны материнства и младенчества. Москва.


Ч. Ахмаров. «Фархад и Ширин». Фрагмент росписи театра оперы и балета им. Навои в Ташкенте. 1944—47.
Ч. Ахмаров. «Фархад и Ширин». Фрагмент росписи театра оперы и балета им. Навои в Ташкенте. 1944—47.


«Летящий Индра». Конец 5 в. н. э. Пещерный храм № 17. Аджанта (Индия).
«Летящий Индра». Конец 5 в. н. э. Пещерный храм № 17. Аджанта (Индия).


Рафаэль и ученики. Фрагмент фрески в Лоджиях Ватикана в Риме. 1519.
Рафаэль и ученики. Фрагмент фрески в Лоджиях Ватикана в Риме. 1519.


«Ангелы». 12 в. Дмитриевский собор. Владимир.
«Ангелы». 12 в. Дмитриевский собор. Владимир.


«Снятие со креста». Конец 12 в. Крипта собора. Аквилея (Италия).
«Снятие со креста». Конец 12 в. Крипта собора. Аквилея (Италия).


Мантенья. Роспись потолка «Камеры дельи Спози» Замка Сан-Джорджо в Мантуе. Темпера. 1474.
Мантенья. Роспись потолка «Камеры дельи Спози» Замка Сан-Джорджо в Мантуе. Темпера. 1474.


Мантенья. «Встреча Лудовико Гонзага с кардиналом Франческо Гонзага». 1474. «Камера дельи Спози» в замке Сан-Джорджо. Милан.
Мантенья. «Встреча Лудовико Гонзага с кардиналом Франческо Гонзага». 1474. «Камера дельи Спози» в замке Сан-Джорджо. Милан.


Ф. Гойя. «Чудо св. Антония». 1798. Купол церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Мадрид.
Ф. Гойя. «Чудо св. Антония». 1798. Купол церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Мадрид.


В. М. Васнецов. Панно «Каменный век» (фрагмент). 1883—85. Исторический музей. Москва.
В. М. Васнецов. Панно «Каменный век» (фрагмент). 1883—85. Исторический музей. Москва.


Дж. Б. Тьеполо. «Пир Антония и Клеопатры». Фреска в Палаццо Лабиа в Венеции. Около 1750.
Дж. Б. Тьеполо. «Пир Антония и Клеопатры». Фреска в Палаццо Лабиа в Венеции. Около 1750.


Микеланджело Буонарроти. «Сотворение светил». 1508—12. Плафон Сикстинской капеллы. Владимир.
Микеланджело Буонарроти. «Сотворение светил». 1508—12. Плафон Сикстинской капеллы. Владимир.


Рафаэль. «Диспута». («Спор о причастии»). 1509—11. Станца делла Сеньятура. Ватикан.
Рафаэль. «Диспута». («Спор о причастии»). 1509—11. Станца делла Сеньятура. Ватикан.


Дионисий. Фрагмент росписи северо-западного свода собора Ферапонтова монастыря. Темпера. 1500-02 или 1502-03.
Дионисий. Фрагмент росписи северо-западного свода собора Ферапонтова монастыря. Темпера. 1500-02 или 1502-03.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Стенные росписи"

Стенной квадрант | Буква "С" | В начало | Буквосочетание "СТ" | Стено Николаус


Статья про слово "Стенные росписи" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 3822 раз


Интересное