Карраччи (Carracci), семья итальянских художников болонской школы, представителей академизма. Лодовико Карраччи (крещен 21.4.1555, Болонья, — умер 13.11.1619, там же) и его двоюродные братья Агостино Карраччи (15.8.1557, Болонья, — 22.3.1602, Парма) и Аннибале Карраччи (3.11.1560, Болонья, — 15.7.1609, Рим) получили художественное образование в Болонье. В начале творчества испытали воздействие Корреджо,Микеланджело и Тинторетто. Эклектически соединяя приёмы этих мастеров, создали собственный стиль, явившийся реакцией на маньеризм. Около 1585 основали в Болонье «Академию вступивших на правильный путь», сыгравшую важную роль в выработке принципов академического искусства. Изучение натуры соединялось в их методе с её идеализацией в духе формального следования приёмам мастеров Высокого Возрождения. Карраччи создали новый тип алтарной картины, отличающийся монументальностью композиции, эффектностью ракурсов и жестов, броскостью колорита («Мадонна Барджеллини» Лодовико Карраччи, 1588, «Причастие св. Иеронима» Агостино Карраччи, между 1591—93, — обе в Национальной пинакотеке, Болонья; «Вознесение Марии» Аннибале Карраччи, 1592, церковь Санта-Мария дель Пополо, Рим). совместно расписали фресками ряд дворцов в Болонье (Палаццо Фава, 1580—85; Палаццо Маньяни, 1588—90; и др.). Наиболее талантливым из братьев был Аннибале Карраччи (работал в Болонье, а также в Парме, Венеции и Риме), выполнявший жанровые композиции и портреты, отмеченные живой непосредственностью наблюдений (автопортрет, 1590-е гг., Эрмитаж, Ленинград), а также пейзажи, проникнутые ощущением величия и гармонии природы, сыгравшие большую роль в создании типа так называемого героического пейзажа. Исполненные Аннибале совместно с Агостино фрески Палаццо Фарнезе в Риме (1597—1604) предвосхитили декоративные ансамбли эпохи барокко. От различных сторон творчества Карраччи во многом исходили представители двух главных направлений европейского искусства 17 в. — барокко и классицизма. Лит.: Catalogo critico della mostra dei Carracci, Bologna, 1956; Posner D., Annibale Carracci, L., 1971. В. Э. Маркова.