Понятие

Определение "Понятие" в Большой Советской Энциклопедии


Понятие, форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. Понятие суть «... не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 550). Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, Понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего другого.


Различают П, в широком смысле и научные Понятие Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные Понятие отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами. В Понятие выделяют его содержание и объём. Совокупность обобщённых, отражённых, в Понятие предметов называется объёмом Понятие, а совокупность существенных признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в Понятие, - его содержанием. Так, например, содержанием Понятие «параллелограмм» является геометрическая фигура, плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны, а объёмом - множество всех возможных параллелограммов. Развитие Понятие предполагает изменение его объёма и содержания.


Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме Понятие По своему происхождению Понятие является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование Понятие - сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. Понятие - это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений, в суждениях, в составе определённой теории.



  В Понятие выделяется и фиксируется прежде всего общее, которое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное. На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Научное Понятие является единством общего, особенного и единичного, т. е. конкретно-всеобщим (см. Всеобщее). При этом общее в Понятие относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания Понятие, выражающего нечто существенное в предмете.


В подходе к Понятие в истории философии выявились две противоположные линии - материалистическая, считающая, что Понятие объективны по своему содержанию, и идеалистическая, согласно которой Понятие есть спонтанно возникающая мысленная сущность, абсолютно независимая от объективной реальности. Например, для объективного идеалиста Г. Гегеля Понятие первичны, а предметы, природа суть лишь бледные копии их. Феноменализм рассматривает Понятие как последнюю реальность, не относящуюся к объективной действительности. Некоторые идеалисты рассматривают Понятие как фикции, созидаемые «свободной игрой сил духа» (см. Фикционализм). Неопозитивисты, сводя Понятие к вспомогательным логико-языковым средствам, отрицают объективность их содержания.


Диалектический материализм исходит из того, что Понятие адекватно отражают действительность. «Человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 190).


Будучи отражением объективной реальности, Понятие столь же пластичны, как и сама действительность, обобщением которой они являются. Они «... должны быть также обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир» (там же, с. 131). Научные Понятие не есть нечто законченное и завершенное; напротив, оно заключает в себе возможность дальнейшего развития. Основное содержание Понятие изменяется лишь на определённых этапах развития науки. Такие изменения Понятие являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в Понятие предметов и явлений. Движение действительности можно отразить только в диалектически развивающихся Понятие
  А. Г. Спиркин.
 


  Понятие в формальной логике - элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. Понятие - это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к «микроуровню», то - членом предложения. Для трактовки проблемы Понятие (в её формальнологическом аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трёх областей современного знания: 1) общей алгебры, 2) логической семантики, 3) математической логики.


  1) Процесс образования Понятие естественно описывается в терминах гомоморфизма; разбивая интересующее нас множество объектов на классы «эквивалентных» в каком-либо отношении элементов (т. е. игнорируя все различия между элементами одного класса, не интересующие нас в данный момент), мы получаем новое множество, гомоморфное исходному (т. н. фактормножество), по выделенному нами отношению эквивалентности. Элементы этого нового множества (классы эквивалентности) можно мыслить теперь как единые, нерасчленяемые объекты, полученные в результате «склеивания» всех неразличимых в фиксированных нами отношениях исходных объектов в один «комок». Эти «комки» отождествленных между собой образов исходных объектов и есть то, что мы называем Понятие, полученными в результате мысленной замены класса близких между собой представлений одним «родовым» Понятие


2) При рассмотрении семантического аспекта проблемы Понятие необходимо различать Понятие как некоторый абстрактный объект и называющее его слово (являющееся вполне конкретным объектом), имя, термин. Объёмом Понятие называется та самая совокупность «склеиваемых» в это Понятие элементов, о которой сказано выше, а содержанием Понятие - перечень признаков (свойств), на основании которых производилось это «склеивание». Т. о., объём Понятие - это денотат (значение) обозначающего его имени, а содержание - концепт (смысл), который это имя выражает. Чем обширнее набор признаков, тем уже класс объектов, удовлетворяющих этим признакам, и наоборот, чем уже содержание Понятие, тем шире его объём; это очевидное обстоятельство часто именуют законом обратного отношения.


3) Формальнологическую проблематику, связанную с теорией Понятие, можно изложить, опираясь на хорошо разработанный аппарат исчисления предикатов (см. Логика предикатов). Семантика этого исчисления такова, что им легко описывается субъектно-предикатная структура суждений, рассматривавшихся в традиционной логике (субъект, т. е. подлежащее, - то, о чём говорится в предложении, выражающем данное суждение; предикат, т. е. сказуемое, - то, что говорится о субъекте), при этом возможны далеко идущие, хотя и вполне естественные, обобщения. Прежде всего допускается (как и в обычной грамматике) более одного субъекта в предложении, причём (в отличие от грамматических канонов) роль субъектов играют не только подлежащие, но и дополнения - «объекты»; в роли предикатов фигурируют не только собственно сказуемые (в т. ч. выраженные многоместными предикатами, описывающими отношения между несколькими субъектами), но и определения. Обстоятельства и обстоятельственные обороты в зависимости от их грамматического строения всегда можно отнести к одной из этих двух групп (субъекты и предикаты), а пересмотр всего словарного запаса любого языка, «мобилизуемого» на выражение Понятие, показывает, что он весь распределяется на эти две категории (количественные числительные, а также слова типа «всякий», «любой», «некоторый», «существует» и т.п., не попавшие в это распределение на два класса, играют в естественном языке роль кванторов, позволяющих образовывать и отличать друг от друга общие, частные и единичные суждения). При этом субъекты (выражаемые посредством т. н. термов языков, основанных на исчислении предикатов) и предикаты выступают как имена Понятие: вторые самым буквальным образом, а первые, будучи переменными, «пробегают» некоторые «предметные области», служащие объёмами Понятие, и если они постоянные (константы), то являются именами собственными, обозначающими конкретные предметы из этих предметных областей. Т. о., предикаты - это содержания Понятие, а классы объектов, на которых эти предикаты истинны, - объёмы; что касается термов, то они являются либо родовыми именами для произвольных «представителей» некоторых Понятие, либо именами конкретных представителей. Иными словами, вся формальнологическая проблематика, связанная с теорией Понятие, оказывается фрагментом исчисления предикатов. Так, закон обратного отношения оказывается перефразировкой тавтологии (тождественно-истинной формулы) логики высказываний А & В É ù A (здесь & - знак конъюнкции, É - знак импликации) или её обобщения из логики предикатов "xC (x) É С (х)(" - квантор всеобщности).


Лит.: Горский Д. Понятие, Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Курсанов Г. А., Диалектический материализм о понятии, М., 1963; Арсеньев А. С., Библер В. С., Кедров Б. М., Анализ развивающегося понятия, М., 1967; Войшвилло Е. К., Понятие, М., 1967; Копнин Понятие В., Диалектика как логика и теория познания, М., 1973.



"БСЭ" >> "П" >> "ПО" >> "ПОН"

Статья про "Понятие" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 711 раз
Каракатица на гриле
Каракатица на гриле

TOP 20