Флорентийская школа
Определение "Флорентийская школа" в Большой Советской Энциклопедии
Флорентийская школа, одна из основных художественных школ Италии. Интенсивно развивалась с 13 по 16 вв., пройдя путь от Раннего Возрождения к кризису ренессансной культуры. Фактическим родоначальником Флорентийская школа в живописи был Джотто, творчество которого выдвинуло Флоренцию в авангард искусства Проторенессанса. Творчество последователей Джотто (Таддео Гадди, Мазо ди Банко и др.) развивалось в русле поставленных им проблем. Однако к середине 14 в. во Флорентийская школа были утрачены лаконизм и ясность образов (А. Буонаюти), усилились тенденции к линеарности и плоскостности (Нардо ди Чьоне, отчасти А. Орканья). К последней трети 14 в. в Флорентийская школа победило направление интернациональной готики (Аньоло Гадди, Лоренцо Монако). Гуманистическое мировосприятие стало идейной основой искусства Флорентийская школа Раннего Возрождения. Ведущую роль в сложении раннеренессансного искусства Италии сыграли такие представители Флорентийская школа, как архитектор Ф. Брунеллески, скульптор Донателло, живописец Мазаччо (а также архитектор Л. Б. Альберти, архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломмео, скульпторы Л. Гиберти, Лука делла Роббиа, А. Росселлино, Бенедетто да Майано, Дезидерио да Сеттиньяно). Живопись Флорентийская школа кватроченто отличалась последовательностью реалистических исканий, страстной увлечённостью теорией и практикой перспективы и др. проблемами взаимосвязи искусства и эмпирические науки (Верроккьо, А. дель Кастаньо, Поллайоло, П. Уччелло); вместе с тем во флорентинской живописи 15 в. проявились реминисценции позднеготического декоративизма (Б. Гоццоли), черты мистической созерцательности (фра Анжелико) и лирической камерности образов (фра Филиппе Липпи). В конце 15 в. во Флорентийская школа сохранялись демократические традиции (Д. Гирландайо), но преобладающими стали аристократические тенденции искусства, сложившегося при дворе Лоренцо Медичи (Боттичелли, Филлиппино Липпи, Пьеро ди Козимо). Творчество Леонардо да Винчи и Микеланджело, выйдя за пределы локальных границ Флорентийская школа, ознаменовало собой вершину искусства Высокого Возрождения. Стилистическая целостность искусства Флорентийская школа этого периода (скульптор А. Сансовино, живописцы фра Бартоломмео, Андреа дель Сарто) нарушилась, когда Флорентийская школа стала одним из центров распространения маньеризма (архитектор и живописец Дж. Вазари, живописцы Бронзино, Я. Понтормо, Россо Фьорентинои др.). В 17 в. искусство Флорентийская школа, переживавшее период упадка, было представлено лишь немногими примечательными именами (живописцы К. Дольчи, Ф. Фурини).
Лит.: Штегман К., Геймюллер Г., Архитектура Ренессанса в Тоскане, [пер. с нем.], в. 1–3, М., 1936–41; Бернсон Б., Живописцы итальянского Возрождения, пер. с англ., М., 1965; Antal F., Florentine painting and its social background, L., [1948]; Freedberg S. J., Painting of the High Renaissance in Rome and Florence, v. 1–2, Camb. (Mass.), 1961; BoskovitsM., La pittura fiorentina alla vigilia del rinascimento, 1370–1400, Firenze, 1975. см. также лит. при статьях Италия, Возрождение, Проторенессанс. В. Д. Дажина.
Статья про "Флорентийская школа" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 684 раз
|