БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
АрхитектураОпределение "Архитектура" в Большой Советской Энциклопедии
В условиях рабовладельческой демократии Др. Греции создаётся целостная среда городов-государств (полисов). Развивается система регулярной планировки города, с прямоугольной сеткой улиц и площадью - центром торговой и общественной жизни. Был разработан тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему пространственному ядру - дворику. Культовым и архитектурно-композиционным центром города был храм, который воздвигался на вершине акрополя. Классически завершенным типом храма стал периптер (например, Парфенон в Афинах), Развитая общественная жизнь полиса породила такие типы сооружений, как театр, стадион и др. Сложилась система классических ордеров. В Др. Риме, огромной средиземноморской державе, унаследовавшей традиции греческой Архитектура, ведущее значение приобрели сооружения, выражавшие могущество республики (позже империи) и удовлетворявшие потребностям рабовладельческого государства. Расширился круг инженерных сооружений, достигло большого совершенства строительство мостов и акведуков. Для возведения крупных построек большую роль сыграло внедрение новых строительных материалов (бетон). Были разработаны рациональные методы строительства, получившего гигантский размах. Создавались крупные ансамбли (общественные центры - форумы) и общественные сооружения, рассчитанные на огромные массы народа: амфитеатры (Колизей в Риме), театры, термы, крытые рынки, базилики. Тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему замкнутому пространству (атрию, перистилю), был развит и усовершенствован; в перенаселённых городах возникли 5-6-этажные жилые дома для малоимущих - инсулы. Получили широкое применение арочные и сводчатые конструкции (храм Пантеон в Риме, перекрытый огромным куполом), развившиеся также в Архитектура эллинистической Парфии. Архитектура Римской империи от строгих и целесообразных переходит к тяжеловесным, пышным, иногда преувеличенным формам, усложнённым планам; усиливаются элементы декоративности. Ордер, ставший неотделимым от представления о прекрасном в Архитектура, часто накладывается на стеновую или арочную конструкцию из бетона как часть её облицовки. В феодальную эпоху Архитектура развивается на основе более дифференцированного разделения труда. Труд рабов сменяется деятельностью ремесленников-профессионалов. При феодализме область распространения монументальной Архитектура значительно расширяется, охватывая Европу, Азию, большую часть Африки, часть Америки. Однако неравномерность развития, влияние местных условий и традиций оказывают на Архитектура эпохи феодализма более значительное влияние, чем на Архитектура рабовладельческих цивилизаций. Феодальные войны вынуждали к широкому развитию фортификационных сооружений, защищавших города и резиденции феодалов (замки и дворцы Франции, Германии, Испании и др. европейских стран, Ср. Азии и Закавказья; русские кремли и монастыри-крепости). Идеологическое господство религии дало толчок широкому строительству культовых зданий. Новой задачей, решавшейся в Архитектура Византии, было формирование внутреннего пространств христианских храмов, способных вместить тысячные толпы, и создание в них особой среды, отвлечённой от мира. Наряду с унаследованными от Рима типами базилики и центрического купольного здания формировались купольные базилики и крестово-купольные храмы. Сферические купола сочетались с прямоугольной в плане системой опор (храм Софии в Константинополе). Конструкция получала ясное выражение а архитектурной форме крестово-купольных храмов. Архитектура Византии оказала широкое влияние на зодчество славянских государств на Балканах (Болгарии, Сербии), Закавказья (Армении, Грузии) и Др. Руси. Специфический характер Архитектура региональных древнерусских школ, развившихся после распада киевской державы, определялся местными социальными особенностями, строительными традициями и применявшимися материалами. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества характеризует богатая пластика белокаменных сооружений (дворцовый ансамбль в Боголюбове, Успенский и Димитриевский соборы во Владимире), постройкам Новгорода присущ суровый лаконизм величественных форм (Георгиевский собор Юрьева монастыря), непринуждённо живописны асимметричные выложенные из плитняка постройки Пскова. Архитектура Древней Руси замечательна своей правдивостью, ясным выявлением конструкции и пространственной организации здания в его облике. После полувекового перерыва в архитектурном развитии (1240-90-е гг.), вызванного монголо-татарским нашествием, главными архитектурными центрами становятся Новгород, Псков, Москва, своеобразно развивающие древнерусские традиции. С объединением русских земель под властью Москвы складывается единая русская архитектурная школа. Ансамбль Московского Кремля явился прообразом для кремлей других городов и послужил ядром радиально-кольцевой структуры растущей Москвы. Ярко своеобразен тип шатровых храмов-башен, сложившийся в 16 в. (церковь Вознесения в с. Коломенском, ныне в черте Москвы). Для русской Архитектура 17 в. характерны многообразие форм, праздничная живописность. Наряду с каменной Архитектура большое место занимало деревянное зодчество, достигшее в 17-18 вв. высокого совершенства (церкви: Преображенская в Кижском погосте, Успенская в с. Кондопога и др.). В странах Зап. и Центр. Европы с возрождением городов в конце 10 в. начинает развиваться тип каменного жилого дома в 2-3 этажа с мастерскими и лавками внизу. Складывается Архитектура романского стиля. В культовой Архитектура появляются монастырские комплексы с замкнутыми двориками, окруженными аркадами («клуатры»), и с массивными тяжёлыми храмами базиликального типа. Во 2-й половине 12 в. во Франции зародилась Архитектура готики, отразившая наиболее высокий этап развития производительных сил феодального общества и усиление городов, с которым связано возникновение новых типов общественных зданий (ратуши, дома ремесленных цехов и гильдий). Массивные конструкции заменила каркасная система, в которой с предельной рациональностью используется материал; освобождается пространство интерьера, получающее активное развитие по вертикали (соборы: в Париже, Реймсе и Амьене - во Франции; во Фрейбурге и Кельне - в Германии; в Кентербери - в Великобритании; в Бургосе - в Испании; в Праге, Кракове). В жилищном строительстве наряду с каменными конструкциями применяется фахверк - деревянный каркас, заполненный кирпичом или камнем. В развитие Архитектура эпохи феодализма большой вклад внесли народы арабского Востока (см. Арабская культура). Крупными центрами феодальной культуры были города Ср. Азии - Бухара, Мера, Термез, Хива, Самарканд. Их монументальные здания - крытые рынки, караван-сараи, медресе, купольные мечети и мавзолеи - возводились из обожжённого кирпича с широким использованием в облицовке т. н. керамической резной мозаики (ансамбли Шахи-Зинда и площади Регистан, мавзолей Гур-Эмир - в Самарканде). Строгая симметрия композиции выделяла крупные торговые и культовые сооружения среди живописных кварталов низких глинобитных или сырцовых жилых построек. Многообразие архитектурных типов отличает зодчество феодальной Индии. Стремление к конкретности художественных образов, преклонение перед буйной тропической природой породили исключительную пластичность монументальных сооружений, её сближение со скульптурной пластикой. Под влиянием индийской Архитектура формировалась Архитектура Юго-Вост. Азии (Индонезии, Цейлона, стран Индокитайского полуострова). В Архитектура Китая регулярность планировки городов дополнялась строгой симметрией организации пространства здании, оси которых получали ориентировку по странам света. Геометрическая правильность тонко сочеталась с использованием природных особенностей места. Стоечно-балочные деревянные каркасы были конструктивной основой жилых зданий. Каркас заполнялся кирпичом или лёгкими деревянными ограждениями с решётками, заменявшими окна. Лёгкость жилищ контрастировала с монументальностью дворцовых, культовых и фортификационных сооружений («Запретный город» и «Храм неба» в Пекине). Под влиянием Архитектура Китая долгое время находилась японская Архитектура, где деревянные каркасные конструкции были доведены до высокого художественного совершенства. Для Архитектура Китая и Японии характерно умелое использование естественного и формирование искусственного ландшафта. Важный этап развития Архитектура связан с культурой Возрождения, возникшей в начале 15 в. в городах Тосканы (Италия) и развивавшейся в 15-16 вв. во многих странах Зап. и Центр. Европы. Социально-экономических процесс разложения феодальных и становления буржуазных отношений породил мощное культурное движение. Средневековый религиозной идеологии был противопоставлен гуманизм, который искал опору в античном наследии, что ярко отразилось в Архитектура общественных зданий, дворцов, загородных поместий. Строителя-ремесленника сменяет широко образованный специалист-архитектор, опирающийся на все достижения современной ему культуры. Непроизвольно возникавшей асимметрии постепенно развивавшихся ансамблей были противопоставлены ясные, завершенные геометрические системы как выражение волевого, организующего начала (новый подход к Архитектура выражен в палаццо - типе дома-дворца, в котором каждому элементу присуща выраженная законченность, проявляющаяся и в сосредоточенности здания вокруг замкнутого симметричного двора, и в строгой симметрии фасада). Итальянские архитекторы обращаются к ясной системе ордеров Др. Рима (творчество Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Микелоццо, Лучано Лаураны, Браманте, Микеланджело). В эпоху Возрождения развилась теория Архитектура (трактаты Л. Б. Альберти, Виньолы, Палладио). Архитектура Возрождения за пределами Италии была менее последовательна в преодолении средневековой традиции и проходила сложную длительную эволюцию. Процесс рефеодализации и контрреформации, пережитый Италией во 2-4-й четверти 16 в., резко изменил характер её архитектурного развития. В конце 16-18 вв. основными заказчиками Архитектура становятся церковь и дворянство, требовавшие ярко эмоционального обрамления пышных, театрализованных церемоний - культовых и светских. Логичность композиций Архитектура Возрождения, присущую им законченность частей сменяют характерные для Архитектура барокко сложные системы сливающихся пространств, развитая пластичность объёмов, обильное применение декоративной скульптуры и иллюзионистических эффектов живописи, зрительно разрушающих материальность стен и потолков. В Архитектура барокко здание тесно взаимосвязано с окружающим пространством (собор и охваченная колоннадой пл. Св. Петра в Риме). Наряду с Италией (творчество Л. Бернини, Ф. Борромини, Г. Гварини) Архитектура барокко широко распространилась в Германии, Австрии, Чехословакии. Влияние барокко Испании и Португалии в сочетании с традициями доколониального периода породило барочную Архитектура стран Лат. Америки, отмеченную крайней декоративной насыщенностью. Во Франции 17 в. торжество абсолютизма, развитие промышленности и торговли, рост городов создали предпосылки для возникновения Архитектура классицизма. Лежащее в его основе рационалистическое мировоззрение выразилось в строгости геометрических композиций; система архитектурных ордеров широко использовалась как декоративный мотив. Принцип регулярности композиции распространялся на организацию садов, парков и городских площадей (творчество Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансара, Архитектура Ленотра). Сквозные перспективы пронизывали анфилады помещений, городские массивы, парки загородных резиденций (Воле-Виконт, Версаль и др. - во Франции). Развитие Архитектура классицизма продолжается во Франции (арх. Ж. Архитектура Габриель, К. Н. Леду) и других европейских странах во 2-й половине 18 - начале 19 вв. после кратковременной вспышки декоративного и вычурного стиля рококо. Классицизм поддерживала укреплявшаяся буржуазия. В период наполеоновской империи классицизм пришёл к холодной парадности ампира. В Англии живописная среда парков, имитировавших естественную природу, создавалась в контрасте с классицистической Архитектура зданий. Для истории русской Архитектура переломным был рубеж 17 и 18 вв. Преобразования Петра I послужили толчком к усилению светского начала, расширению гражданского строительства. Возникли новые типы общественных и административных зданий, производственных сооружений, порты; строились загородные дворцы, развивались регулярные парки. Главной задачей русской Архитектура начала 18 в. было развитие вновь основанного Петербурга. Город получил структуру, в которой регулярность планировки гибко сочеталась с особенностями природного ландшафта. Постройки петровского времени отличают простота и рациональность. В середине 18 в. в русской Архитектура нарастают тенденции барокко (творчество В. В. Растрелли и С. И. Чевакинского в Петербурге, Д. В. Ухтомского в Москве). Для русского барокко характерно сочетание богатого пластического и цветового убранства фасадов с ясностью планов и объёмной композиции. В последней трети 18 в. барокко уступило место классицизму, основоположниками которого в России явились Архитектура Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Конец 18 - 1-я треть 19 вв. ознаменованы созданием крупнейших монументальных городских ансамблей в центрах Петербурга, Москвы, Ярославля, Костромы, Полтавы и других городов (Архитектура Д. Захаров, Архитектура Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. И. Бове, Д. И. Жилярди). Для Архитектура этого периода характерны широкий размах пространственных композиций и торжественная парадность художественных образов, отразивших патриотические идеи времени. Через «образцовые проекты», по которым предписывалось строить, классицизм распространился и на рядовую застройку городов. В 1830-50-х гг. классицизм повсеместно приходит в упадок. Укрепление капиталистического строя в Европе и США во 2-й половине 19 в., развитие промышленности обусловили быстрый рост городов, возникновение новых типов производственных, торговых, транспортных и других сооружений (заводские цехи, многоэтажные фабричные здания, вокзалы, крытые рынки, универсальные магазины, выставочные павильоны, конторские здания, банки, биржи). Наряду с частными особняками строятся многоэтажные «доходные» жилые дома с квартирами, сдающимися в наём, бараки и казармы для рабочих. Рост строительства и требования рентабельности привели к поискам методов, обеспечивающих сокращение времени на производство работ, экономию труда и материалов. Для этого используются достижения промышленной техники. Начинают широко применяться металл, стекло и в конце века - железобетон. Развивается стандартизация строительных деталей. Создаются новые конструктивные системы для перекрытия больших пролётов и каркасные конструкции многоэтажных зданий. Архитектура получила возможности для совершенствования функциональных, технических и художественных качеств, для создания новых конструктивных систем и принципов архитектоники. Строятся просторные сооружения из металла и стекла («Хрустальный дворец» в Лондоне, 1851, инж. Дж. Пакстон) и высотные постройки с металлическим каркасом («Эйфелева башня» в Париже, 1889, инж. Г. Эйфель). Группой архитекторов т. н. чикагской школы в США были созданы первые «небоскрёбы», выразительность которых основана на логике конструктивного и функционального решения. Однако влияние вкусов нового заказчика - буржуазии, разделение труда в строительном деле, отрыв архитектурного творчества от инженерно-технических решений привели к тому, что задачи, которые ставились перед архитектором, были сведены к декорированию зданий, новаторские конструкции скрывались бутафорией, имитировавшей формы прошедших эпох. Использовались формы одного из исторических стилей (классицизма, барокко, готики и др.), подогнанные к системе пропорций и ритму, задававшимися структурой здания, которую создавал инженер, или в декорации смешивались формы, заимствованные из разных стилей (эклектизм). Противоречия между Архитектура и новой техникой, архаическими формами и новым назначением зданий пытался разрешить так называемый стиль «модерн», возникший в 1890-е гг. Отвергая значение традиций и основываясь на свободе формообразования, которую открыли металлические конструкции, представители этого направления сосредоточили внимание на проблемах формы, получавшей подчас изобразительный характер. Индивидуалистические тенденции «модерна» доведены до крайности в произведениях Архитектура Гауди (Испания), а его рационалистические устремления проявились в творчестве Ч. Р. Макинтоша (Великобритания), Х. ван де Велде и В. Орта (Бельгия), Ф. О. Шехтеля (Россия) и др. В начале 20 в. велись поиски новых архитектурных форм и на основе сочетания достижений техники с классическими принципами композиции (О. Перре - Франция; О. Вагнер и Архитектура Лоз - Австрия; П. Беренс - Германия), делались и попытки прямого возрождения классики (И. Архитектура Фомин, В. Архитектура Щуко и И. В. Жолтовский - Россия; Э. Лаченс - Великобритания; Г. Бэкон - США; и др.). После 1917 развитие Архитектура капиталистического общества становится всё более противоречивым, отражая, с одной стороны, эгоистические интересы правящего класса и его реакционную идеологию, с другой - продолжающееся развитие производительных сил, общественный характер производства и растущую силу трудящихся масс (строительство т. н. дешёвых жилищ, которое должно было смягчить политическую остроту жилищного кризиса; кооперативное строительство; строительство, ведущееся коммунистическими муниципалитетами во Франции); она испытывает и прямое влияние советской архитектуры. Складывается рационализм, выдвигающий принцип максим. целесообразности, строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нём производственных и бытовых процессов. Опираясь на достижения техники, рационалисты (Ле Корбюзье во Франции; группа архитекторов «Баухауза» - В. Гропиус, Х. Мейер, ранний Л. Мис ван дер Роэ - в Германии; Я. И. П. Ауд - в Нидерландах) искали средства выразительности в лаконизме и контрастности форм, придавая основное значение конструктивно-технической основе здания и его функцией, организации (см. Функционализм). В 1930-х гг. функционализм, распространившийся в Архитектура всех капиталистических стран, во многих случаях приобретал характер, безразличный к специфике местных условий, служа апологии буржуазного прагматизма. Он насаждался в слаборазвитых и зависимых странах как символ политического и культурного господства Запада, подчас причудливо сочетаясь с нарочитой экзотичностью т. н. колониального стиля. Перед 2-й мировой войной в ряде стран утверждается неоклассицизм; его преувеличенно монументальные формы, лишённые свойственных классике гуманистических начал, использовались для выражения реакционной идеологии (Архитектура фашистской Германии и Италии). Попыткам функционализма выработать интернациональный язык форм, основанный на современной технике, противостояла и органическая архитектура (основоположник - Ф. Л. Райт, США), стремившаяся учесть в своей строительной практике характерные особенности конкретного места и индивидуальные потребности людей, для которых создаётся здание; внесоциальный характер гуманистических тенденций «органической архитектуры» породил её индивидуалистической крайности. В послевоенные годы принципы функционализма получили истолкование, зависящее от местных условий и культурных традиций: в Архитектура Финляндии (арх. Архитектура Аалто), Японии (арх. К. Тангэ), Бразилии (арх. О. Нимейер) новаторство сочеталось с ярко выраженными чертами национального своеобразия. Эта тенденция противостояла претензиям на международное лидерство, которые были заявлены Архитектура США, где Л. Мис ван дер Роэ выдвинул космополитическую универсальную концепцию, основанную на приведении Архитектура к простоте элементарных геометрических тел и нерасчленённых пространств. Идея универсальности формы, её независимости от местных условий и назначения построек лежит и в основе американского неоклассицизма 1960-х гг., сочетающего современные технические средства с симметрией композиций и салонной красивостью деталей (творчество Э. Стоуна). В противовес ему развился брутализм, сочетающий чёткую функциональную организацию построек с нарочитой массивностью и грубой поверхностью обнажённых конструкций (работы Л. Кана, П. Рудолфа). Многие крупные проектные фирмы, не придерживаясь определенного направления, стремятся следовать за модой. В европейской Архитектура конце 50-60-х гг. иррационалистические, субъективно-произвольные формы возникли как протест против буржуазного самодовольства, как отражение конфликта между личностью и обществом (поздние работы Ле Корбюзье). Их необычность, однако, была использована буржуазией в целях рекламы. Возник брутализм (арх. Архитектура и П. Смитсон, Великобритания). Современные возможности строительной техники, создающей сложные пространственные формы железобетонных оболочек и вантовых покрытий (см. Висячие конструкции), получили художественное осмысление в сооружениях П. Л. Нерви в Италии, Ф. Канделы в Мексике, Архитектура Э. Рейди в Бразилии, в ряде построек на последних Всемирных выставках. Всё большее внимание буржуазной политики уделяют идеологическому воздействию Архитектура на массы. Демократические архитектурно-художественные тенденции оттесняются капиталистической конкуренцией и давлением официальной идеологии. Сложен характер архитектурного процесса в молодых независимых государствах Азии и Африки, где стремление создать самобытную Архитектура, стоящую на уровне современных требований, сталкивается с чисто националистическими тенденциями и влиянием Архитектура крупных капиталистических стран. Большую помощь ряду государств (ОАР, Камбоджа, Афганистан, Бирма) оказывают советские архитекторы. В социалистическом обществе Архитектура впервые в истории поставлена на службу всему народу, удовлетворению его растущих материальных и духовных потребностей. Задачи Архитектура СССР и других социалистических стран решаются на основе планового развития народного хозяйства. Реальной стала возможность закономерного формирования системы расселения в целом и входящих в неё населенных мест. Потребности социалистического общества определили главные направления поисков советских Архитектура Уже в 20-х гг. создавались жилые дома и общественные здания новых типов, отвечающие вновь возникшим социальным функциям (дворцы культуры, рабочие клубы, фабрики-кухни, детские сады и ясли). Строились жилые дома с обобществленным бытовым обслуживанием (т. н. дома-коммуны). Целесообразная организация внутреннего пространства здания определяла группировку его объёмов. Приобрёл художественную значимость принцип ясного выражения социальной роли постройки и её структуры. В создании советской Архитектура 20 - начала 30-х гг. участвовали различные творческие группы: «конструктивисты» с бр. Весниными и М. Я. Гинзбургом во главе (см. ОСА), «рационалисты» (К. С. Мельников, Н. Архитектура Ладовский и др.; см. Аснова), зодчие старшего поколения (Архитектура В. Щусев, И. В. Жолтовский, И. Архитектура Фомин и др.). Эти группы шли разными профессиональными путями, но были едины в своём стремлении найти решение новых социальных задач, вставших перед Архитектура Индустриализация страны в годы первых пятилеток вызвала массовое строительство крупных промышленных комплексов, жилых массивов и целых городов (Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Запорожье и др.). В укрупнённых кварталах Харькова, Запорожья, Ленинграда (арх. П. Архитектура Алешин, Архитектура Архитектура Оль, Г. Архитектура Симонов, Б. Р. Рубаненко) закладывались основы современного микрорайона с развитой системой обслуживания населения. Во 2-й половине 30-х гг. использование традиционных конструкций в массовом строительстве привело к временному отходу от новаторских приёмов, формообразования, и обращению к архитектурным традициям прошлого. В Архитектура возникли тенденции парадности, подчас идущие в ущерб решению современных социальных задач. Однако этот период был отмечен развитием принципиально важных градостроительных идей, осознанием города как целостной пространственной системы (подробнее см. Градостроительство). Его достижениями были генеральные планы реконструкции Москвы (1935) и Ленинграда (1935-40). Широкое развитие получило строительство административных, транспортных, культурно-бытовых, санаторно-курортных и других общественных сооружений; строились Московский метрополитен (арх. Архитектура Н. Душкин, И. Архитектура Фомин и др.), канал Москва - Волга, Всесоюзная с.-х. выставка в Москве, крупные здания и комплексы. В послевоенные годы решались грандиозные задачи восстановления разрушенных населенных мест и их реконструкции. В структуру многих городов была внесена закономерность, организованность. Возникли ансамбли центров Волгограда, Киева, Минска и других городов. Глубокая творческая перестройка советской Архитектура во 2-й половине 1950-х гг., направленная на преодоление ложной парадности и архаических форм, открыла широкие новые возможности решения социальных и идейно-художественных задач Архитектура Развитие индустриального строительства было связано с внедрением стандарта и типизацией. Монотонность и однообразие первых крупных жилых комплексов преодолеваются совершенствованием методов строительства (увеличение числа типов домов, их разнообразие) и новыми приёмами пространственной композиции. Широко применяется смешанная застройка зданиями различной этажности, обогащающая силуэт новых районов и их пространственную организацию, позволяющая использовать особенности ландшафта (кварталы в районе Химки-Ховрино в Москве, арх. К. С. Алабян, Н. Н. Селиванов и др., в районе Жирмунай в Вильнюсе, арх. Б. Б. Касперавичене и др.). В строительстве общественных зданий широко используется передовая техника, позволяющая развернуть системы величественных пространств, создать простые, лаконичные по форме сооружения со свободным объёмно-планировочным построением, связанным с окружающей средой (Дворец съездов в Москве, арх. М. В. Посохин и др.; Дворец пионеров в Киеве, арх. Архитектура М. Милецкий, Е. М. Бильский; Дворец искусств в Ташкенте, арх. В. В. Березин а др.; московский аэровокзал в Шереметьеве, арх. Г. Архитектура Елькин и др.). Методы сборного строительства послужили для создания хорошо вписанных в природу комплексов, предназначенных для отдыха, среди которых выделяются пионерские лагеря Артека (арх. Архитектура Т. Полянский и др.). Большие успехи достигнуты в области промышленного строительства и в Архитектура гидротехнических сооружений. К крупнейшим градостроительным начинаниям, связанным с развитием существующих городов, относятся создание проспекта Калинина в Москве (арх. М. В. Посохин и др.), застройка приморской части Васильевского острова в Ленинграде (арх. Н. В. Баранов, В. Архитектура Каменский, С. Г. Евдокимов и др.), строительство мемориального центра в Ульяновске (арх. Б. С. Мезенцев и др.). Задачу выражения в Архитектура нового общественного содержания, связанного с общенародным благом, решают архитекторы и других социалистических стран, чьими усилиями были восстановлены города, пострадавшие во время 2-й мировой войны (Варшава, Берлин и др.), реконструируются многие старые города (София, Бухарест, Братислава в др.) и создаются новые (Дунауйварош, Эйзенхюттенштадт и др.), возводятся многочисленные жилые массивы для трудящихся. Развивается единая в своей социальной направленности и вместе с тем многообразная Архитектура социалистического общества. Возрастающая роль искусственной среды, организуемой Архитектура, делает всё более сложными и ответственными её художественные задачи, а развитие и совершенствование строительной техники открывают новые материальные возможности воплощения разнообразных и смелых замыслов.
Лит.: Айзенберг И. П., Рабинович В. И., Некоторые вопросы строительства и архитектуры в произведениях К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, М., 1957; Алпатов М. В., Аркин Д. Е., Врунов Н. И., История архитектуры в избранных отрывках, М., 1935; Брунов Н. И., Очерки по истории архитектуры, т.1-2, М.-Л., 1935-37; Шуази О., История архитектуры, пер. с франц., т. 1-2, М., 1935-1937; Кон-Винер Э., История стилей изобразительных искусств, пер. с нем., М., 1936; Аркин Д. Е., Образы архитектуры, М., 1941; Всеобщая история архитектуры, т. 1-2, М., 1944-49; т. 3-8, М., 1966-69; Всеобщая история искусств, т. 1-6, М., 1956-66; Всеобщая история архитектуры. Краткий курс, т. 1-2, М., 1958-63; Гочар И., От пирамид к панелям, пер. с чешск., М., 1962; История русского искусства, т. 1-13, М., 1953-69; История русской архитектуры, 2 изд., М., 1956; История советской архитектуры, 1917-1958, М., 1962; Советская архитектура (1917-1967). Альбом, М., 1967; Журавлев Архитектура М., Хан-Магомедов С. О., Советская архитектура, М., 1968; Аркин Д., Архитектура современного Запада, М., 1932; Уиттик Архитектура, Европейская архитектура XX века, пер. с англ., т. 1-2, М., 1960-64: Рагон М., О современной архитектуре, сокращ. пер. с франц., М., 1963; Келлер Б. Б., Хан-Магомедов С. О., Современная архитектура капиталистических стран, М., 1966; Вельфлин Г., Ренессанс и барокко, пер. с нем., СПБ. 1913; Гинзбург М. Я., Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры, М., [1924]; Кринский В. Ф., Ламцов И. В., Туркус М. Архитектура, Элементы архитектурно-пространственнои композиции, М.-Л., 1934; Бринкман Архитектура Э., Пластика и пространство как основные формы художественного выражения, пер. с нем., М., 1935; Альберти Л. Б., Десять книг о зодчестве, пер. [с итал.], т. 1-2, М., [1935:1-37; Витрувий. Десять книг об архитектуре, пер. [с итал.], М., 1936, [1938]; Виолле ле Дюк. Беседы об архитектуре, пер. с франц., т. 1-2, М.-Л., 1937-38; Барбаро Д., Комментарий к Десяти книгам об архитектуре Витрувия, пер. с итал., М., [1938]; Палладио Архитектура, Четыре книги об архитектуре, пер. с итал., М., 1936, 2 изд., 1938; Виньола Дж. Б., Правило пяти ордеров архитектуры, пер. [с итал.], М., 1939: Михайловский И. Б., Теория классических архитектурных форм, М., 1937, 3 изд., 1944; Нерви П. Л., Строить правильно, М., 1956; Буров Архитектура К., Об архитектуре, М., 1960; Очерки теории архитектурной композиции, М., 1960; Райт Ф. Л., Будущее архитектуры, пер. с англ., М., 1960; Кириллова Л. И., Масштабность в архитектуре, М., 1961; Иконников Архитектура В., Степанов Г. П., Эстетика социалистического города, М., 1963; Казаринова В. И., Взаимосвязь архитектуры и строительной техники, М., 1964; Михайлов Б. П., Витрувий и Эллада, М., 1967; Wasmuths Lexikon der Baukunst, Bd 1-5, B., 1929-37; Fletcher B., A history of architecture on the comparative method. For students craftsmen a amateurs, 14 ed., L., 1948; Major М., Geschichte der Architektur, Bd 1-3, B., 1957-60; Pevsner N., Ап outline of European architecture, 6 jubil. ed., Harmondsworth (Middl.), 1960; Zevi B., Storia dell"architettura moderna, 3 ed., Torino, 1955; Hitehcoc Н. R., Architecture: nineteerth and twentieth centuries, Harmondsworth [a. o.], 1958; Joedicke J., Geschichte der modernen Architektur, Teuton (Schweiz), 1958; Richards J. М., An introduction to modern architecture, Harmondsworth, 1959; Pevsner N., Pioneers of modern design, Harmondsworth, 1960; Kidder Smith G. Е., The new architecture of Europe, N. Y., 1961; Encyclopaedia of modern architecture, L., 1963; Schmidt Н., Beitrage iur Architektur 1924-1964, В., 1965; Semper G., Der Stil in den technischen und tektonischen Kunsten oder praktische Aesthetik, Bd 1-2, Munch., 1869; Le Согbisier L., Oeuvre complete, v. I-7, Z., 1930-66; В eriage Н. P., Grundlagen und Entwicklung der Architektur, B., 1908; Lods М., L"esthetique des constructions modernes, P., [1945]; Robertson H., The principles of architecture composition, L., 1948^ Hundut J., Architecture and the spirit of man, Cambr. (Mass.), 1949; AIIsopp B., Art and the nature of architecture, L., 1952; Gutton A., Conversations sur I "architecture, P., 1952; H arnlin T. (ed.), Forms and functions of twentieth century architecture, v. 1-4, N. Y., 1952; Lurcat A., Formes, composition et lois d"harmonie, v. 1-5, P., 1953-57; Gropius W., Scope of total architecture, N. Y., 1955, N. Y., 1966; Brinkmann A. E., Baukunst. Die kunstlerischen Werte im Work des Architekten, Tubingen, 1956; Banham R., Theory and design in the first machine age, L., 1960; Johansen S., Kunst und Urnwelt, Dresd., 1962; Kuhn., Stretnutie s architekturou, Bratislawa, 1962; Giedion S., Space, time and architecture, 4 ed., Cambr. (Mass.), 1963; Muschenheim W., Elements of the art of architecture, N. Y.,1964.
Статья про "Архитектура" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 751 раз |
TOP 20
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||