Плакат

Определение "Плакат" в Большой Советской Энциклопедии

Акимов Н. П. Театральный плакат
Плакат (нем. Plakat, от франц. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать).
1) разновидность графики.



Апсит А. А. «Грудью на защиту Петрограда!»
2) Единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Современный Плакат является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. До 2-й половины 19 в. Плакат называли иногда агитационные гравюры крупного размера (например, «летучие листки» периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в 16 в.), политические афиши во Франции в 18 в. и т.п. Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди др. источников информации. Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию, Плакат использует ряд специфических художественных средств. В Плакат могут применяться изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, разновременных и происходящих в различных пространствах событий, обобщение формы предметов; важную роль в Плакат играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. В систему условных изобразительных средств Плакат иногда вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью). Для многих Плакат на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера. Появление Плакат (вначале рекламного, позже политического) связано с обострением торговой и промышленной конкуренции в капиталистическом хозяйстве, с интенсификацией общественно-политической и культурной жизни (рост числа зрелищных учреждений, промышленных и художественных выставок, массовых митингов и манифестаций и др.). Применение литографии (в т. ч. цветной) позволило издавать красочные Плакат быстро и большими тиражами. Рекламный Плакат возник в Западной Европе во 2-й половине 19 в. в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам, в которых постепенно всё большую часть текста вытесняли орнамент и фигурные изображения (театральный Плакат часто по традиции называется афишей). Ведущая роль в развитии Плакат в конце 19 в. принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека, Т. Стейнлена и др.). В работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты художественного языка Плакат: обобщенность форм (мгновенно запоминающихся, иногда не лишённых гротеска), кадрированность изображения, большая роль силуэта, яркого локального цветового пятна. Однако большинство Плакат конце 19 — начале 20 вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля «модерн», отличающихся от произведений книжно-журнальной графики преимущественно размерами [работы Э. Грассе и А. Мухи (Мюша) во Франции, О. Бёрдсли в Англии, У. Брэдли и Э. Пенфилда в США], либо носило натуралистический характер. С начала 1910-х гг. Плакат постепенно теряет прямые связи с книжно-журнальной графикой в стиле модерн, порой приближаясь по характеру к станковой картине (плакаты О. Фишера в Германии, Ф. Брэнгвина в Великобритании). Переходный характер носило творчество Л. Капьелло, в котором сочетались принципы «картинного» и «предметного» Плакат В рекламном Плакат определяющим становится стремление художников к более конкретному, предметному показу объекта рекламы (вначале только в работах Л. Бернхарда, Ю. Клингера, Л. Хольвайна и пр. в Германии, а с 20-х гг. — и художников других стран); художественное своеобразие и стилистические особенности Плакат (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) ярко проявились в работах Кассандра (Франция). С развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы Плакат, которые первоначально создавались на основе перерисовки отдельных кадров, позже киноплакат приобрёл образный характер, стремясь показать главных героев, дать представление о жанре фильма, остроте сюжета и пр. С 1920—30-х гг. Плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве. В начале первого десятилетия 20 в. появился политические Плакат, лучшие достижения которого на протяжении всей его истории связаны с демократическим движением и борьбой за мир. В числе авторов первых политических Плакат были Т. Стейнлен во Франции, Ю. Вальткорн и К. Кольвиц в Германии. В период 1-й мировой войны 1914—18 получил распространение агитационный Плакат (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и пр.), стилистика которого оказала определённое влияние на последующее развитие Плакат (работы А. Лита в Англии, Ж. Февра во Франции и др.). Рост рабочего движения, борьба народов против империалистической реакции и фашизма стимулировали в 1920—30-е гг. развитие политического Плакат в Западной Европе. Страстным революционным пафосом проникнуты Плакат, изданные в Венгрии в период существования Венгерской советской республики 1919 (работы Р. Берення, М. Биро, Б. Уица и др.), выборные плакаты компартии и антифашистские Плакат в Германии (работы Г. Пехштейна, Джона Хартфилда и др.), Плакат в защиту республики Испании. В годы 2-й мировой войны 1939—45 особенно большое распространение получили антифашистские Плакат, в послевоенные годы — Плакат в защиту мира (работы Плакат Пикассо во Франции, Л. Мендеса в Мексике, Т. Трепковского в Польше). Стилистически Плакат 1920—70-х гг. во многом связан с живописью, графикой и фотоискусством (в конце 1910-х гг. Дж. Хартфилд, а затем советский художник Г. Г. Клуцис обратились к фотомонтажному Плакат); на эволюцию Плакат повлияло и развитие других средств массовой информации, а также полиграфии.



Богданов И. Эскиз плаката «Универсиада»
В дореволюционной России, где отсутствовали элементарные буржуазно-демократические свободы, политический Плакат не мог существовать; слабо был развит и рекламный Плакат; высокохудожественные образцы театрального и выставочного Плакат создали И. Я. Билибин, В. А. Серов, К. А. Сомов.


Вайс Э. Р. Реклама журнала
Советский политический Плакат родился и достиг исключительно высокого уровня в годы Гражданской войны 1918—20. Развивая традиции сатирической графики периода Революции 1905—07 и русского народного лубка, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев и др. создали по существу новое, боевое искусство, оказавшее огромное влияние на развитие мирового Плакат Идейная целеустремлённость, революционная страстность, высокий художественный уровень сделали Плакат подлинно массовым средством агитации и политико-просветительской работы, эффективным оружием в борьбе за Советскую власть; в те же годы по инициативе В. В. Маяковского и М. М. Черемных возник новый вид Плакат«Окна РОСТА». В 20-х — начале 30-х гг. важную роль в развитии советского Плакат сыграли А. А. Дейнека, Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, Ю. И. Пименов, А. М. Родченко, братья Стенберг, А. И. Страхов. Во время Великой Отечественной войны 1941— 45 Плакат был действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом; в этот период, как и в послевоенные годы, большую роль в развитии советского Плакат сыграли В. С. Иванов, Л. Ф. Голованов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий, Кукрыниксы, И. М. Тоидзе, Д. А. Шмаринов. В годы войны успешно работали над Плакат коллективы «Окон ТАСС» и «Боевого карандаша», а также многие живописцы — А. А. Пластов, И. А. Серебряный, В. А. Серов и др. Со 2-й половины 1940-х гг. более интенсивно стало развиваться искусство Плакат в союзных республиках; в 1960—70-е гг. наряду с политическим особенно широкое распространение получили Плакат кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, Плакат по безопасности труда (работы Ю. Галкуса, С. И. Дацкевича, Д. А. Дундуа, В. С. Каракашева, О. М. Савостюка и Б. А. Успенского, Э. Шахтахтинской, Е. С. Цвика и др.). Весной 1974 решением Секретариата ЦК КПСС в Москве было создано издательство ЦК КПСС «Плакат».


Выставочный плакат
Лит.: Полонский В., Русский революционный плакат, М., 1922; Тугендхольд Я., Плакат на Западе, в его кн.: Художественная культура Запада, М.— Л., 1928; Бутник-Сиверский Б., Советский плакат эпохи гражданской войны. 1918—1921. [Библиографический указатель и исследование], М., 1960; Демосфенова Г., Нурок А., Шантыко Н., Советский политический плакат, М., 1962; [Ляхов В.], Советский рекламный плакат. Торговая реклама. Зрелищная реклама. 1917—1932, [М., 1972] (на рус., англ. и нем. яз.); Hutchison Н. F., The Poster. An illustrated history, N. Y., [1968]; Hillier B., Histoire de l"affiche, P., [1970]; Sehindler H., Monographie des Plakats, Münch., [1972].
  М. Л. Иоффе.



Дейнека А. А. «Физкультурница»
Иванов В. С. «На Запад!»
Моор Д. С. «Врангель ещё жив, добей его без пощады»
Тоидзе И. «Родина-мать зовет!»
Трепковский Т. «Нет!»
Хартфилд Джон. «Кровь и железо»
Цвик Е. С. «Сохраним памятники культуры!»
Черемных М. М. Плакат

"БСЭ" >> "П" >> "ПЛ" >> "ПЛА" >> "ПЛАК"

Статья про "Плакат" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 511 раз
Бургер двойного помола
Крабы в кокосовом молоке

TOP 20